Что лучше: автомат или вариатор?
Хороший вопрос. А вы заметили, что многие производители уже так вопрос не ставят — либо «ручка», либо «автомат», под которым менеджеры салонов могут называть и роботизированную коробку, и вариатор. Давайте разберёмся.
Автоматическая коробка передач
Классической АКПП является гидромеханическая автоматическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора (в его конструкцию входят насосное, турбинное и реакторное колеса, блокировочная муфта и муфта свободного хода), заменяющего собой сцепление, а также планетарного механизма (состоит из планетарных рядов, валов, барабанов с фрикционными муфтами, обгонной муфты и ленточного тормоза). Не вдаваясь в механические и гидродинамические подробности, скажем, что передача крутящего момента с двигателя на коробку осуществляется потоками рабочей жидкости. На практике такая конструкция обеспечивает плавный «натяг» при отпускании педали тормоза, а также плавное автоматическое ступенчатое переключение передач, которое зависит от скорости автомобиля.
Плюсы классической гидротрансформаторной АКПП:
- Обеспечение лучших динамических характеристик автомобиля за счёт контроля тяги на разгонах, обгонах и других манёврах автомобиля (при условии, что это современный многоступенчатый «автомат»).
- Автоматические коробки серийно устанавливаются уже более 70 лет – за это время они зарекомендовали себя, как надёжные механизмы, относительно простые и доступные в обслуживании (хотя, конечно, бывают исключения).
- Классическая АКПП прекрасно прижилась даже на серьёзных внедорожниках и без проблем переживает езду с пробуксовками, а «фирменный» натяг – здорово выручает зимой.
Минусы автомата:
- При движении по трассе даже самые современные автоматы имеют несколько худшую динамику перемены передач, а разрывы потока мощности в гидротрансформаторе при переходе на повышенную передачу всё ещё ощутимы (это справедливо скорее для относительно старых конструкций).
- Увеличенный расход топлива. Из-за все тех же потерь в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматом, как правило, всегда чуть выше, чем на машинах с другим типом трансмиссий.
- По тем же причинам КПД силовой установки с АКП несколько ниже, чем у двигателей с другими типами трансмиссий.
Коробка-вариатор
В вариаторе нет как такового фиксированного переключения передач. Крутящий момент передаётся через ремень, скользящий по специальным конусам и меняющий соотношение их оборотов. Такая конструкция обеспечивает исключительную плавность работы – никаких провалов и рывков при переключении передач ввиду их отсутствия.
Плюсы вариатора:
- Помимо уже упомянутой плавности хода, вариатор обеспечивает более высокий КПД и позволяет двигателю работать в наиболее благоприятном диапазоне оборотов (это положительно сказывается как на ресурсе ДВС, так и на его экономичности).
- Ключевым преимуществом, обеспечившим высокую популярность вариаторов у производителей, является снижение расхода топлива, а значит и выбросов в атмосферу за счёт большей эффективности такой трансмиссии, особенно в сочетании с турбированным мотором малого рабочего объёма.
- Ещё один плюс, объясняющий замену многими производителями АКП на вариаторы, является тот факт, что они дешевле по себестоимости.
Минусы вариатора:
- Ровная динамика авто при ускорении по прямой нивелируется некоторой монотонностью его работы (хотя современный конструктив и соответствующее ПО позволяют вариатору весьма неплохо имитировать переключение передач).
- Вариатор не любит резких ускорений и манёвров, и это стоит учитывать, определяя манеру езды. Агрессивная манера езды может заметно ускорить выход из строя вариатора.
- Низкий межсервисный интервал (жидкость в вариаторе рекомендуется менять хотя бы раз в 30-40 тыс. км) и дороговизна замены технической жидкости и ремонта.
Впрочем, последний пункт является минусом для владельца машины, а для авторизованных сервисов это плюс.
Несмотря на то, что вариатор известен очень давно, его путь в автоиндустрию был не прост. Первые легковые модели с этой трансмиссией появились в Европе, в середине прошлого века, но настоящий «вариаторный ренессанс» случился в начале 21 века и продолжается по сей день, несмотря на огромные проблемы с качеством в первом десятилетии. Сейчас все «болезни» вариаторов более-менее вылечены, и они стали достаточно надёжным агрегатом при условии соблюдения правил эксплуатации.
Что же выбрать – вариатор или автомат?
Любителям активного отдыха с выездом на бездорожье и относительно спортивной езды с резкими перестроениями (в рамках ПДД, конечно) – лучше остановить свой выбор на автомобиле с автоматической коробкой передач.
Вариатор категорически не любит пробуксовки, но является идеальным вариантом для любителей городской, размеренной езды с относительно предсказуемыми разгонами и торможениями.
Помним, что выбирать надо не только коробку, а автомобиль в конкретной комплектации. Нужно внимательно изучить отзывы и описания экспертов, так как встречаются откровенно неудачные сочетания моторов и трансмиссий, а на вторичном рынке можно нарваться на «те самые» проблемные вариаторы выпуска начала века.
Вариатор или автомат — что надежнее?
Добрый день. “Что надёжнее вариатор или автомат?” — однозначного ответа на этот вопрос нет, вернее не так, однозначно ответить можно, если знать конкретную ситуацию. Вот об этих самых ситуациях мы и поговорим. В этой статье сравнивается надежность вариатора и автомата в случае покупки нового автомобиля, и в случае покупки автомобиля с пробегом.
Для тех, кто не хочет вникать в суть и ищет быстрый ответ.
Для нового автомобиля нет разницы — вариатор или классический автомат. В случае б/у автомобиля — рулит классическая АКПП! Почему так происходит ответ ниже.
Сравнительное видео, что лучше вариатор или АКПП:
Что же выбрать?
Если вы приобретаете новый автомобиль и планируете ездить на нём три года — для вас нет принципиальной разницы.
Что вариатор, что автомат будут покрываться гарантией производителя. При среднем пробеге 20000-30000 км./год ресурса обоих агрегатов вам хватит, достаточно просто проводить регламентное техническое обслуживание..
Вариатор, за счёт отсутствия гидротрансформатора, покажет меньший расход топлива, но продать автомобиль с вариатором сложнее — покупатели к ним предвзято относятся.
Автомобиль с АКПП продаётся лучше, но за 3 года, вы потратите топлива, на большую сумму, чем потеряете при продаже автомобиля с вариатором.
Договорились — для нового автомобиля нет принципиальной разницы выбирать классическую АКПП или вариатор.
Если вы приобретаете новый автомобиль и планируете ездить на нем 5-7 лет.
Я не считаю, что в современном мире это целесообразно, но обстоятельства у всех разные, может вы пенсионер и машина вам нужна “доездить”. В этом случае лучше выбрать самый простой классический автомат (4-5 ступеней). Да расход топлива выше, но если это для вас критично, целесообразно, сразу по окончания гарантии на двигатель, установить ГБО.
Если вы приобретаете автомобиль с пробегом — тут однозначно “рулит” классическая АКПП.
Как я написал выше — расход топлива у автомобиля на АКПП будет больше, причина этого в устройстве трансмиссии. Приобретая БУ автомбиль с АКПП вы сможете примерно прогнозировать поломку. Да акпп может отказать, но при плановом обслуживании это маловероятно, заранее известно, и, самое важное — отказ не обездвиживает автомобиль, в 99% случаев АКПП переходит в аварийный режим, но до места вы доедите.
Старый вариатор наоборот, склонен к очень подлой поломке — обрыву ремня и спрогнозировать это практически невозможно так как вы не знаете как ездили до вас. Если произошел обрыв ремня автомобиль уже никуда не поедет без буксира или эвакуатора….
При обрыве ремня вариатор, в 90 процентов случаев идет на замену, так как ремонт его нецелесообразен — даже если заменить ремень, имеющиеся задиры на конусах, значительно сократят его срок службы и даже новый ремень будет работать с рывками и быстро выйдет из строя. Менять конусы и ремень, по цене соизмеримо с новым вариатором.
По этой причине автомобили после обрыва ремня, чинят максимально дешево и продают, или меняют вариатор на новый и сами ездят еще 60000-100000 км! Поэтому, если вы приобретаете автомобиль с пробегом оснащенный вариатором, будьте готовы к тратам на ремонт или замену вариатора!
Сравнение конструкции вариатора и АКПП.
Как устроена АКПП.
Наиболее наглядно это показано вот в этом видео:
Основные элементы АКПП — Гидротрансформатор, это этакий “аналог” сцепления, планетарные редукторы (именно они определяют передаточные числа коробки передач) и мозги (это электромеханический блок который подавая масло по определенному алгоритму заставляет срабатывать фрикционы).
Крутящий момент двигателя передается через гидротрансформатор на планетарные редукторы, какие именно редукторы задействуются (какая передача включена) определяет электрогидравлическая плата (мозги)…..
Основные неисправности связаны с несвоевременным обслуживанием:
- забивается фильтр, падает давление масла, происходят задержки при переключении передач.
- рвется фильтр, грязь попадает в гидроблок (мозги), и часть передач перестают включаться (коробка встает в аварийный режим и работает только 1-2 передачи).
- масло загрязняется продуктами износа фрикционов и меняет свою вязкость — насосу не хватает производительности и, как следствие появляются рывки при переключении передач.
Проверить исправность АКПП, при покупке автомобиля с пробегом очень просто вот наша статья про это.
Как устроен вариатор.
Наглядно устройство вариатора можно понять посмотрев вот это видео:
Ремень, передающий крутящий момент, плотно зажат между конусами изменяющими диаметр. Диаметр конусов определяет передаточное число. Для плавного трогания с места и нейтрали конусы разводятся и ремень проскальзывает.
- рывки при движении (как правило виноваты задиры на конусах и-за резких стартов и несвоевременной замены масла.
- полная неподвижность автомобиля (причина — обрыв ремня).
Важно понимать — вариаторы активно внедряются производителями автомобилей так как они значительно дешевле в производстве чем АКПП. Вариатор очень удобен производителю и первому собственнику.
Заключение.
На этом у меня сегодня всё. Я надеюсь, что статья “Вариатор или автомат — что надежнее?” полностью ответила на рассмотренный в ней вопрос. Если вы хотите её дополнить, или что-то вам не понятно — пишите комментарии.
Вариатор или «автомат»: какая из двух коробок передач лучше
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На сегодняшний день в автомобилях используется несколько типов коробок передач. Выбор стоит не только между механической и автоматической, так как последняя подразделяется на еще три вида: классическую гидротрансформаторную АКП, роботизированную коробку передач и вариатор. Последний в свою очередь делится еще на несколько подвидов, однако чаще всего под словом «вариатор» в контексте автомобилей подразумевают клиноременную коробку передач со шкивами переменного диаметра.
1. Что такое вариатор, а что такое «автомат»?
Классическая гидротрансформаторная АКП или просто «автомат» — это разновидность трансмиссии автомобиля, которая позволяет машине в процессе движения самостоятельно определять наиболее подходящее доступное передаточное отношение и переходить между ними при необходимости. «Автомат» упрощает движение с места и подстраивает скоростную характеристику двигателя под заданную водителем скорость. Классический «автомат» состоит из редуктора и гидротрансформатора. Последний заменяет собой сцепление, в то время как редуктор содержит все пары шестерней в постоянном зацеплении. Вместе они организуют один цельный механизм. Передача крутящего момента от двигателя к коробке осуществляется потоками рабочей жидкости, благодаря чему жесткая связь между силовым агрегатом и трансмиссией отсутствует.
Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission) – это разновидность автоматической коробки передач, которая осуществляет передачу крутящего момента от силового агрегата к колесам и обладает возможностью плавно менять передаточное отношение в диапазоне регулирования. Передаточное отношение в CVT может меняться вручную, автоматически или по заданной программе. Как уже было отмечено, вариаторы бывают нескольких типов: клиноременной, цепной, тороидальный. Самый распространенный тип – клиноременной. Автомобиль с такой трансмиссией похож на «классический» автомат. Однако, в подобной КП нет фиксированных передач. Благодаря использованию ремня или цепи изменение придаточного отношения происходит плавно, а не «переключениями» в привычном смысле.
2. Плюсы и минусы «автомата»
Плюсы. Автоматическая коробка обладает важными преимуществами в сравнении с другими видами трансмиссии. С точки зрения управления «классический» автомат – это самая удобная и легкая в использовании коробка. Гидромеханические коробки отличаются высокой надежностью. Наконец, такая коробка проста и относительно дешева в обслуживании. Да, для гидромеханики нужна специальная жидкость, которую некоторые путают с маслом. Однако, ее замена дешевле, чем в случае с маслом вариатора. Кроме того, в «классике» заметно меньше электроники, чем в других автоматических коробках.
Минусы. Есть у гидромеханического автомата и свои минусы. В первую очередь это низкий КПД в сравнении с механикой, «роботом» или вариатором. Принято считать, что машины с автоматической коробкой потребляют больше топлива. Также у авто с «классической» АКП есть некоторые, пускай и незначительные, но все-таки проблемы с динамикой.
3. Плюсы и минусы вариатора
Плюсы. Вариатор обладает несколькими важными достоинствами в сравнении с другими автоматическими коробками передач. Плавность хода достигается благодаря отсутствию привычных переключений в КП. Машины с вариатором как правило обладают более динамичным разгоном благодаря отсутствию разрыва потока мощности, который происходит в двух КП в момент переключений. Коробки CVT обладают более высоким КПД, превосходя другие КП на 5-10%. Наконец, вариатор может похвастаться лучшей экономичностью, так как позволяет расходовать меньше горючего.
Минусы. Имеются у вариатора и минусы, которые по большей части логично проистекают из достоинств этой коробки передач. Здесь в первую очередь следует выделить монотонные ускорения – невозможность быстро разогнать машину сходу. Серьезный недостаток CVT – это крайне сложная электроника, которая в случае выхода из строя требует полной перепрошивки блоков управления. Еще один минус – дорогое обслуживание. Вариатор среди прочего нуждается в специальных смазочных материалах.
4. Так что же лучше?
На самом деле однозначного ответа на данный вопрос нет. Как можно было убедиться, и вариатор, и автомат имеют свои плюсы и минусы, которые могут проявлять себя больше или меньше в зависимости от условий, в которых эксплуатируется транспортное средство, а также в зависимости от тех задач, которые водитель ставит перед любимой «ласточкой». Автомат в целом не может похвастаться высокой эффективностью и увеличивает расход горючего, зато он прост в обслуживании и отличается высокой надежностью. Вариатор в свою очередь превосходит «классику» по большинству технических характеристик, однако крайне дорог в обслуживании и в целом капризен.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, действительно ли зимняя «омывайка» может выдержать морозы в -25 и -30 градусов.
Источник https://kuzov-media.ru/articles/avtolyubitelyam/chto-nadezhnee-variator-ili-avtomat/
Источник https://life-with-cars.ru/ekspluatatsiya-avtomobilya/sovety-voditelej/variator-ili-avtomat-chto-nadegnee/
Источник https://novate.ru/blogs/091222/64929/