Эксплуатация автомобиля с автоматической коробкой передач
Основное преимущество автомобилей с автоматическими коробками передач (АКП) в простоте и легкости управления что особенно удобно в городе с загруженными улицами. Наличие только двух педалей — акселератора (“газа”) и тормоза, исключение необходимости постоянного переключения передач в процессе движения существенно облегчают управление. Срок службы современных коробок–автоматов соизмерим со сроком службы автомобиля, а обслуживание заключается в предотвращении течи масла, контроле его уровня и своевременной замене.
Автомобиль с АКП удобнее в управлении, чем с механической коробкой. Быстрее трогаешься на светофорах, без проблем и насилия над сцеплением забираешься в горку, а значительную часть пути на работу по пробкам можно проехать, не трогая педали газа вообще. Конструктивные особенности АКП предотвращают перегрузку двигателя и ходовой части. Современные автоматические коробки, управляемые бортовым компьютером, самостоятельно подстраиваются под индивидуальную манеру вождения. Такие недостатки, как несколько увеличенный расход топлива и сниженная динамика разгона, которые обычно приписывают “автоматам”, могут быть замечены разве что спортсменами. Современные АКП при умелом использовании ничуть не хуже, а для подавляющего большинства водителей лучше механических коробок.
Содержание
Органы управления АКП
В автомобилях с АКП водитель не включает передачи, а задает необходимые режимы переключений с помощью рычага управления (селектора). Cпециальные режимы (см. ниже) включаются кнопками и переключателями, расположенными на рычаге или рядом с ним. Кроме того, работа коробки корректируется в зависимости от манеры водителя обращаться с педалью акселератора.
Селектор АКП имеет четыре основных положения, обозначенные буквами или цифрами (фото 2).
“P” (“Parking”) — включается на стоянке, коробка находится в нейтральном положении, ее выходной вал заблокирован (включен так называемый трансмиссионный тормоз), что предотвращает движение автомобиля.
“R” (“Reverse”) — задний ход.
“N” (“Neutral”) — нейтральное положение, аналогичное такому же положению в механической коробке. В нем колеса и двигатель разъединены, автомобиль не заторможен и может свободно катиться при внешнем воздействии или под уклон.
“D” (“Drive”) — движение вперед с последовательным автоматическим переключением всех передач в сторону повышения при разгоне и понижения при уменьшении скорости.
Кроме перечисленных, могут быть и другие положения селектора: “4”, “3”, “2”, “1” (“L”), при выборе которых автомобиль будет двигаться вперед:
“4” — на первых четырех передачах (для 5-ти ступенчатых АКП) — используется в городских условиях при плотном потоке, частых ускорениях и торможениях;
“3” — на первых трех передачах — используется на дорогах с небольшими подъемами и спусками и для торможения двигателем (в городе для 4-х ступенчатых АКП);
“2” — на первой и второй передаче — применяется на горных дорогах или в тяжелых условиях, при буксировке прицепа или другого автомобиля (эффективность торможения двигателем выше, чем при положении “3”). На некоторых автомобилях этот режим обеспечивает начало движения со второй передачи, что удобно при трогании с места на скользкой дороге зимой;
“1” (“L”) 1 — только на первой передаче — при движении на крутых подъемах и по бездорожью (особенно с прицепом или во время буксировки другого автомобиля), а также для длительного торможения двигателем. Эффективность торможения на этом режиме максимальная.
Перевести рычаг в любое из этих положений можно на неподвижном автомобиле. В движении не рекомендуется манипулировать селектором, но при необходимости это нужно делать при отпущенной педали газа.
Исключением являются АКП с режимом принудительного переключения передач (система управления “Autostick”– см. ниже), но и в этом случае необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации конкретного автомобиля.
Внимание! Несоблюдение требований инструкции опасно для коробки и двигателя.
Для предотвращения поломок автоматической коробки из-за неправильных перемещений селектора в его ручке предусмотрен фиксатор с кнопкой, не позволяющий случайно допустить ошибку.
Система управления “Autostick” (“Steptronic”, “Tiptronic”)
Система управления Autostick” (“Steptronic”, “Tiptronic”) позволяет в разумных пределах управлять АКП как механической коробкой. На таких автоматических коробках для рычага управления обычно предусмотрен отдельный сектор, в котором его можно отклонять в противоположные стороны, обозначаемые, как правило, “+” и “–” для последовательного включения повышенных или пониженных передач.
Режим “Over Drive” (“OD”, “O/D”) — запрет автоматического включения высшей передачи. Используется при движении с повышенной нагрузкой, в плотном потоке транспорта, с частыми ускорениями и торможениями. Включается/выключается режим с помощью специальной кнопки, о чем свидетельствует индикаторная лампа на панели приборов.
К специальным режимам АКП относятся — спортивный (“S”, “Sport”, “Power”, “PWR”) или экономичный (“E”, “Econ”). В движении выбирается один из них. Первый позволяет более динамично ускоряться и эффективнее тормозить двигателем. Это обеспечивается за счет переключения передач при повышенных оборотах двигателя. Второй — обеспечивает экономию топлива благодаря переключению передач при пониженных оборотах двигателя.
Зимний режим (“WINTER”, “W”, “2nd start”, “Snow”, “d” и т.п.) тоже относится к специальным, он предусматривает начало движения со второй передачи, что снижает вероятность пробуксовки колес на скользкой дороге.
При включении того или иного режима на панели приборов загорается индикаторная лампа (фото 4).
Управление АКП
Во время стоянки рычаг устанавливают в положение “P”. Этого вполне достаточно на относительно ровных участках. На уклонах, для надежного удержания автомобиля на месте, дополнительно включают ручной тормоз.
Вначале рекомендуется затянуть “ручник” и только после этого перевести селектор в стояночное положение.
Пуск двигателя на исправном автомобиле возможен только в случае, если рычаг управления находится в положении “P” или “N” (в случае неисправности при других положениях селектора машина может начать движение). Если рычаг находится в положении “N”, во избежание самопроизвольного трогания с места в момент пуска, желательно нажать педаль тормоза.
Начинать движение желательно после того, как прогреется двигатель (об этом свидетельствует снижение его оборотов).
Перед началом движения следует нажать на педаль тормоза, перевести рычаг управления в нужную позицию (чаще всего для движения в городе используют режим “4” и “D”, а на трассе “D”). После характерного толчка, свидетельствующего о том, что все элементы внутри АКП пришли в рабочее состояние — аналогично полному отпусканию педали сцепления на механической коробке, отпускают педаль тормоза и начинают движение. Для ускорения используют педаль “газа”.
Внимание! Запрещается нажимать на педали газа и тормоза одновременно, так как при этом возникает перегрев коробки, очень быстро приводящий к выходу ее из строя.
Не рекомендуется во время движения переводить рычаг в положение “N” (например, подкатываясь к перекрестку), поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может привести к заносу автомобиля.
При движении автомобиля вперед категорически запрещается переводить рычаг управления в положения “Р” и “R”, а при движении назад переводить рычаг в любое из положений для движения вперед.
Такие переключения можно делать только при полной остановке автомобиля, удерживая нажатой педаль тормоза. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКП.
Торможение двигателем (на длинных спусках или скользкой дороге) можно обеспечить путем последовательного запрещения верхних передач, перемещая селектор в сторону их понижения до получения необходимого тормозного эффекта.
Внимание! Каждое переключение должно соответствовать пределу скорости, указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля, чтобы обороты двигателя не достигли критической величины.
Для резкого разгона следует полностью нажать на педаль “газа”. Это приведет к автоматическому переключению на одну или две передачи вниз в зависимости от условий движения и ускорению автомобиля — так называемый режим “Kick-down”.
При вынужденных кратковременных остановках, например у светофоров, достаточно отпустить педаль акселератора и нажать на тормоз. Переводить рычаг из положения “D” в положение “N” не следует, так как это приведет к лишним переключениям и дополнительной нагрузке на коробку. Такое переключение целесообразно только в “пробках” в жаркую погоду для предотвращения перегрева АКП.
Не следует удерживать автомобиль на подъеме от скатывания назад, слегка “подгазовывая” педалью акселератора. В таких ситуациях необходимо пользоваться тормозом.
Зимой движение начинается при прогретом двигателе. Для ускорения прогрева рычаг последовательно перемещают во все положения, с задержкой в каждом из них в течение нескольких секунд. Затем, при работе двигателя на холостом ходу, удерживая автомобиль педалью тормоза, устанавливают один из диапазонов движения на несколько минут. В крайнем случае, после некоторого прогрева можно начать движение на пониженной передаче с малой скоростью до разогрева масла.
Маневрирование с небольшой скоростью (например, в ограниченном пространстве) обеспечивается отпусканием и нажатием педали тормоза (педаль “газа” не используется). Все переключения для изменения направления движения осуществляются при полностью заторможенных колесах автомобиля.
При попытке выбраться из грязи или снега путем “раскачивания” автомобиля автоматическая трансмиссия вынуждает не просто переключать селектор “вперед — назад” (как на “механике”), а останавливать машину в точке “зависания” педалью тормоза. Затем селектор переводят в другое положение и только после характерного толчка, свидетельствующего о включении передачи, отпускают педаль тормоза и прибавляют газ. Несоблюдение этого простого правила способно разрушить АКП в течение одной попытки. При движении вперед для ограничения скорости вращения колес лучше выбирать режимы “2” или “1” (“L”).
Внимание! Категорически запрещается скатываться назад (с прокручиванием колес) при положениях рычага коробки, соответствующих движению вперед.
Для буксировки автомобиля с неисправной АКП предпочтительно использовать эвакуатор.
Если в АКП возникли проблемы, нет никакой уверенности, что работает система смазки трущихся частей. Буксировка в таком случае превратит коробку в конце пути в хлам из погоревших деталей. Косвенно оценить работоспособность системы смазки можно, сравнив уровень масла при работающем и заглушенном двигателе. Если уровень после запуска не падает, о буксировке лучше забыть. Буксировка с работающим двигателем и исправной коробкой осуществляется в положении селектора “N”. При этом следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или правилом “50х50” (буксировка со скоростью не более 50 км/час на расстояние до 50 км).
Иногда в безвыходной ситуации при неработающем двигателе в коробку заливают максимально возможное количество масла, что обеспечивает хоть какую-то смазку всех ее деталей. При отсутствии эвакуатора и необходимости буксировки на большое расстояние лучше всего разъединить трансмиссию.
Для буксировки прицепа используются диапазоны “3”, “2” или “1” (“L”), в зависимости от условий движения.
Контроль технического состояния
Большинство современных автомобилей с АКП имеют электронную систему управления, контролирующую ее работу. В случае каких-либо сбоев она записывает информацию о них в свою память в виде кодов неисправностей 2 . Одновременно водитель информируется миганием контрольных ламп “OD OFF”, “HOLD”, “S”, “CHECK TRANS”, “POWER” или высвечиванием надписей “Getriebe Program”, “Gearbox Malfunction”, “Check Engine” и т.д.
Автоматические коробки чувствительны к перегреву, а также недостаточному и завышенному уровню трансмиссионной жидкости 3 (ATF — automatic transmission fluid) — в обиходе “масло для АКП”. Чаще всего недостаточное его количество становится причиной поломок автоматических коробок. Поэтому, для их упреждения, важно вовремя заметить и ликвидировать течь масла, регулярно контролировать его уровень и состояние.
В случае перегрева двигателя очень важно вовремя решить эту проблему, так как масло в АКП охлаждается единой системой охлаждения. Его перегрев — медленная (иногда и не очень) смерть коробки из-за большого количества в ней резиновых манжет, уплотнительных колец, прокладок, которые при перегреве теряют эластичность и не выполняют свои функции.
Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы обороты холостого хода прогретого двигателя всегда были в норме. Превышение значения 1000 об/мин приводит к быстрому перегреву АКП при удерживании автомобиля на месте педалью тормоза, а также к возникновению ударов при переводе селектора из “P” или “N” в другие положения.
При перемещении селектора в различные положения загрузка коробки (характерный толчок) должна происходить в течение 0,7—1,3 с (в зависимости от автомобиля). Если время превышает 2—3 с — это симптом неисправности и повод обратиться на станцию техобслуживания. Уровень масла проверяют при помощи специального щупа 4 — как в двигателе. На нем может быть нанесено несколько меток. Две верхние (иногда других нет) с насечкой и (или) с надписью “Hot”, соответствующей нормальному уровню прогретого масла. Иногда имеется нижняя метка “холодного” уровня, предназначенная для ориентировочной оценки количества масла. На щупе может быть указано, в каком положении рычага следует осуществлять проверку, а также обозначена рекомендуемая марка масла.
В большинстве случаев контроль осуществляется при прогретой коробке в положении селектора “P” (в некоторых случаях “N”). Автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке, запускают двигатель и измеряют уровень жидкости. Если уровень масла неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена, это свидетельствует о недостаточном или чрезмерном его количестве, что одинаково негативно отражается на работоспособности автоматической коробки.
Косвенно о состоянии АКП можно судить по прозрачности, цвету, запаху трансмиссионной жидкости и наличию в ней посторонних включений. Свежее масло прозрачное, обычно имеет красный цвет (желтый для синтетического масла, хотя есть и красная синтетика), который меняется в процессе работы до желтовато-коричневого. Темно-коричневый или черный цвет в сочетании с горелым запахом — основание для беспокойства.
Для проверки надо капнуть жидкость со щупа на лист белой бумаги. Если жидкость непрозрачна или в ней можно различить мелкие черные частички и чувствуется явный запах гари, или жидкость имеет белесоватый эмульсионный оттенок, это говорит о серьезных неисправностях.
Периодичность замены масла указывается в инструкции к автомобилю для нормальных условий эксплуатации. Но если машина работает в тяжелых условиях (такси, постоянная буксировка прицепа и т.п.), а при проверке выяснилось, что масло потемнело и (или) появился запах гари, необходимо заменить его, не дожидаясь планового срока.
Следует помнить, что отработавшая ATF при замене должна быть прозрачной, а обилие продуктов износа свидетельствует о прогрессирующем повреждении деталей АКП.
Замену лучше доверить квалифицированным специалистам, так как кроме масла обычно меняется фильтр и прокладка поддона АКП. Кроме того, по состоянию отработавшей жидкости и отложениям в поддоне опытный мастер способен достаточно точно оценить состояние коробки в целом.
1 На некоторых марках автомобилей это положение рычага отсутствует.
2 При возникновении сбоев следует обратиться на станцию технического обслуживания, где коды неисправностей можно расшифровать с помощью специальной аппаратуры.
3 Трансмиссионная жидкость, как и моторное масло, бывает минеральной и синтетической.
4 Если щуп отсутствует, значит, замена ATF не требуется. В этом случае, как правило, имеется табличка или наклейка с надписью “в коробку залито масло на весь срок службы”.
Расположение педалей газа и тормоза в машине на коробке автомат
В отличие от автомобиля с МКПП педали в машине с АКПП присутствуют в количестве 2 штук – это газ и тормоз. Конструкции этого достаточно. Здесь отсутствует сцепление, в нем нет необходимости.
Разгон автомобиля осуществляется с помощью нажима водителем ногой на газ. Остановка или снижение скорости осуществляется тормозом.
Педали в машине автомат: расположение
Они находятся в автомобиле снизу в ножном пространстве водителя. В присутствующей инструкции имеется фото с описанием нахождения и названия. Чтобы новичку не путаться, педаль газа сделана удлиненной, а тормозной рычаг расширен. Если человек никогда раньше не ездил на АКПП, а пользовался механикой, ему обязательно нужно перед вождением по фото изучить размещение функциональных элементов. Разницы особо нет, как будто убрали сцепление, оставив тормоз и газ.
Схема педалей в автомате
- с правой стороны находится газ;
- слева — тормоз.
Гашетка немножко утоплена в пространстве. Тормоз незначительно выступает для удобства водителя.
С какой стороны педаль газа на автомате
Она находится справа, выполняет функции:
- старт автомобиля;
- регулирование скорости перемещения;
- ускорение машины.
Работа с газом изменяет перемещение автомобиля в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Где тормоз на АКПП
Педаль расположена слева. Применяется:
- с целью снижения скорости;
- остановка;
- экстренное торможение.
На тормоз нажимают в разных ситуациях, например, когда автомобиль разгоняется при спуске и необходимо уменьшить скорость.
Как правильно держать ноги на педалях автомобиля с автоматом
Двигаясь на машине, правая нога должна находиться на газе, а левая на тормозе. Упор обеих ступней приходится на пятку. Не задействуя педали, только носки отводятся в разные стороны. Опытный водитель эти движения выполняет рефлекторно, и ему не сложно пользоваться такой технологией. Если взять эту работу ног за основу — ехать намного безопаснее. Передвигаясь, человек никогда не думает о необходимости выжима рычагов. Это делается автоматически.
Как не путать педали на АКПП
Сбиваются с толку новички. Опытные водители не задумываются. Они хорошо знают, что каждая нога должна упираться пяткой в пол напротив той педали, которую ей предстоит давить. Ступня никогда не должна отрываться от основания. Она может совершать движение по окружности вокруг центра, куда упирается пятка. При полном подъеме ноги есть риск нажатия не на тот рычаг.
Как работают педали
На машине с АКПП 2 опции со следующими функциями:
- Тормоз. Перед началом движения выжимается педаль. Поворачивается ключ зажигания, и включается режим «Драйв». Отпуская тормоз, автомобиль приводится в движение. Необходимость торможения выполняется нажатием на педаль. Происходит разрыв между валом коробки передач и двигателем. Одновременно формируется усилие, останавливая колеса.
- Газ. При нажатии на педаль открывается дроссельная заслонка. С помощью электронного блока подается определенное количество горючей смеси в цилиндры. Чем сильнее нажата педаль, тем больше топлива поступает в двигатель.
Плавное движение автомобиля обеспечивается нужным давлением на газ. Экстренное торможение осуществляется полным выжимом тормоза.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Как водить машину на автомате: пошаговая инструкция для начинающих
Автомобили с АКПП завоевывают все большую популярность среди водителей разного возраста и стажа, потому вопросы об особенностях эксплуатаций коробок-автомат очень актуальны. Рассмотрим подробно, как управлять машиной с АКПП и дадим множество полезных лайфхаков.
Сначала мы расскажем о принципе действия, основных режимах трансмиссии и правилах переключения скоростей. А если вы сразу хотите узнать, как научиться ездить на машине с нуля на автоматической коробке передач, листайте статью ниже. Но рекомендуем сначала изучить базовые принципы, а затем переходить к правилам управления на автомате.
Особенности автомобилей с АКПП
АКПП является сложным устройством, обеспечивающим переключение передаточных отношений между собой без участия водителя. Для непосвященного в технические тонкости водителя, автомобили с МКПП и АКПП мало чем отличаются: рычаг управления КП имеет разные положения, да в авто с коробкой-автомат всего две педали (газ и тормоз). В результате водителю проще трогаться с места, ему не нужно отвлекаться на переключение передач, что делает процесс управления более комфортным.
Не лишен автомобиль с АКПП и минусов:
- повышается расход топлива в условиях городского движения, если водитель неопытный;
- большинство видов машин с АКПП нельзя долго буксировать на гибкой или жесткой сцепке, обязательно вывешивание передних колес (от этого освобождены лишь некоторые современные модели);
- нельзя перегружать транспортное средство и не желательно прицеплять автоприцеп к нему (минус для дачников и жителей сельской местности, традиционно использующих легковушку вместе грузовика);
- необходимость в более внимательном техническом обслуживании;
- дороговизна ремонта в случае выхода из строя АКПП.
Принцип управления автомобилем с АКПП во многом отличается от механики. Чтобы, знать, как переключать передачи на автомате, нужно иметь представление о его режимах работы и особенностях эксплуатации в разных условиях. Большинство водителей об этом не знают, потому заезжают в автосервисы чаще, чем могли бы.
Основные режимы работы АКПП
Если посмотреть внимательно на селектор (блок с рычагом управления и дополнительными кнопками), можно увидеть различные буквы — «P», «N», «R», «D», «M», «S» и другие. Они обозначают режимы работы и служат подсказками для водителя. Чтобы знать, как правильно ездить на автоматической коробке передач, нужно понимать предназначение режимов.
Основными режимами работы АКПП являются:
- «P» (от англ. Parking) — парковочный. В этом режиме двигатель автомобиля разъединен с трансмиссией, ведущие колеса заблокированы (блокировкой вала). Положение используется для запуска двигателя, также в этом режиме можно заменить стояночный тормоз, если автомобиль стоит на незначительном уклоне.
- «R» (от англ. Reverse) — задняя передача. Предназначен режим для движения задним ходом и может включаться только после полной остановки автомобиля.
- «N» (от англ. Neutral) — нейтральное положение. Двигатель отсоединен от трансмиссии, ведущие колеса не заблокированы. Включается при кратковременной остановке или для буксировки автомобиля на короткое расстояние.
- «D» (от англ. Drive) — движение вперед. Основной режим в поездках, используется при движении в обычных условиях.
- «M» (от англ. Manual) — ручное переключение передач. Этот режим есть не на всех автомобилях и используется при езде в сложных условиях: на плохой дороге или бездорожье, при торможении двигателем.
На некоторых автомобилях, чаще на спортивных и позиционирующихся производителем в качестве таковых, есть еще один основной режим «S» (от англ. Sport). Он дает более высокую динамику разгона, потому часто используется любителями спортивной езды или при обгонах.
На большинстве автомобилей режимы установлены именно в такой последовательности, как в списке. Это прописано в американских стандартах, которых придерживаются многие производители.
Дополнительные режимы работы АКПП
Современные транспортные средства характеризуются большим количеством рабочих диапазонов АКПП, потому могут иметься и другие, дополнительные режимы. Некоторые положения рукояти селектора могут иметь иное обозначение:
- D или O/D — овердрайв. Режим, позволяющий движение с автоматическим переключением на более высокую передачу. Чаще всего используется в загородных поездках.
- D3 или O/D OFF — режим отключения овердрайва. На автомобилях с четырьмя передачами отключается четвертая, что защищает муфту гидротрансформатора от многократной блокировки. Используется режим для поездок по городу и для торможения двигателем.
- S или «2» — включается диапазон пониженных передач (первой и второй либо только второй). Используется режим при движении по скользкой дороге. Иногда называют«зимним режимом» и обозначают буквой «W».
- L или «1» — режим только первой передачи.
Некоторые модели имеют еще ряд вспомогательных режимов. Например, можно встретить режим «E» — экономичный. Он позволяет достигать плавного ускорения и хода, за счет чего экономится топливо. Специальные (дополнительные) режимы активируются с помощью кнопки или переключателя, которые могут находиться возле селектора или на панели приборов.
Перечень всех обозначений с кратким описанием можно посмотреть в таблице.
Обозначение | Краткое описание |
P | Режим парковки. Также используется для запуска двигателя. |
R | Режим заднего хода |
N | Нейтраль. Используют при кратковременной остановке. |
D | Движение вперед. |
D3 | Движение вперед не выше, чем на третьей передаче. Подходит для движения в плотном городском потоке. |
L | Включение понижающей передачи. |
M | Ручное переключение передач |
O/D | Режим овердрайв |
S | Спортивный режим. На некоторых моделях так обозначается диапазон пониженных передач |
E | Экономичный режим |
W | Зимний режим |
Также на многих автомобилях с АКПП есть режим кикдаун (KickDown). Включается самостоятельно при резком нажатии педали газа до пола. За счет переключения вниз на 1-2 передачи дает более быстрый разгон или ускорение. Режим кикдаун часто используют при обгоне.
Обозначение и расположение режимов могут отличаться на разных автомобилях. Чтобы знать наверняка, как правильно пользоваться АКПП, изучайте документацию по вашей модели.
Можно ли переключать скорости АКПП на ходу
Перемещать рычаг селектора при движении автомобиля можно лишь в определенные положения. Категорически нельзя на ходу включать режимы «P» (паркинг) и «R» (движение задним ходом). Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Включать на ходу режим «N» (нейтраль) и двигаться накатом на машине с АКПП технически возможно, но не рекомендуется из соображений безопасности. В таком положении рукояти селектора разрывается передача крутящего момента с двигателя на колеса, а потому они могут крутиться как вздумается. При изменении поверхности дорожного полотна (наледь, щебень, лужа), а также при резком торможении машина может уйти в занос.
Что касается переключение передачи на повышенную или, наоборот, пониженную — большинство АКПП позволяет это делать без негативных последствий. В зависимости от дорожной ситуации, иногда это даже нужно делать. Например, переключение на пониженную передачу позволяет эффективно тормозить двигателем.
Рекомендуем изучить основы вождения автомобиля для начинающих и переходить к управлению машиной на автомате.
Запуск автомобиля с АКПП
Запустить двигатель на автомобиле с АКПП не так сложно, как может показаться. Для начала нужно выставить рычаг селектора в положение «P». Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Если рычаг будет находиться в любом другом положении, например, «D», двигатель запустить не получится.
После включения нужного режима нужно нажать педаль тормоза. Это тоже рекомендация большинства производителей. На практике же можно заводить двигатель без тормоза, если включен режим «P», а вот при нейтральном положении нажимать на тормоз обязательно. Впрочем, для удобства педаль тормоза лучше все же нажать: так можно сразу переключиться в рабочий режим и начать движение. Выжав педаль тормоза, можно запускать двигатель.
Пошагово процесс запуска двигателя на АКПП выглядит так: выбор режима «P», нажатие педали тормоза, запуск двигателя.
Как правильно начинать движение на автомобиле с АКПП
Работа с педалями на автомате предельно простая, это и подкупает многих водителей. Начинать движение в выбранном режиме достаточно просто: нужно лишь плавно убрать ноги с педали тормоза. Автомобиль при этом начнет движение. Если необходимо, можно добавить газа. Чтобы остановиться, нужно снова нажать на педаль тормоза.
Если рассмотреть процесс вождения машины на автомате пошагово, будет примерно такой алгоритм:
- Поставить рычаг селектора в положение «P».
- Нажать педаль тормоза.
- Запустить двигатель.
- Выбрать режим движения.
- Включить соответствующий указатель поворота.
- Убедиться, что не мешаете другим участникам дорожного движения.
- Плавно отпустить педаль тормоза, начать движение.
Если во время поездки нужно сдать назад, включайте режим «R» только после полной остановки автомобиля. Это же касается режима «P».
Убирать ногу с педали тормоза при начале движения нужно лишь после возникновения характерного толчка, сигнализирующего о включении передачи.
Как правильно прекращать движение при АКПП
Прекращать движение на автомобиле с АКПП также просто, как и трогаться с места. Алгоритм будет следующим:
- Остановить транспортное средство с помощью педали тормоза.
- Не убирая ноги с педали тормоза включить стояночный тормоз
- Включить режим «P».
- Убрать ногу с педали тормоза.
- Выключить зажигание.
При стоянке на ровной площадке можно не включать стояночный тормоз, оставить автомобиль с включенным режимом «P». Если же угол уклона более 15°, то применение ручника обязательно.
Как буксировать автомобиль с АКПП
Автомобиль, оснащенный АКПП, нельзя долго буксировать с заглушенным ДВС. Из-за конструктивных особенностей смазка в АКПП подается под давлением, которое возникает только при работающем двигателе. Поэтому буксировка возможна лишь на нейтрали и с работающим двигателем. Другой вариант — вывешивание передних (ведущих) колес.
Если коробка передач или двигатель не работают, перевозить автомобиль с одного места в другое можно только на эвакуаторе. Исключением будут некоторые немецкие модели, которые допускается буксировать на расстояние не более 50 км при максимальной скорости 50 км/ч.
Можно ли с АКПП буксировать другие автомобили
Буксировать другое транспортное средство можно без проблем. Если есть режим «L» или «1» — можно включить его, в этом случае нагрузка на АКПП будет не такой высокой. Главное не буксировать транспортное средство, масса которого намного больше массы вашего автомобиля, иначе может перегреваться гидротрансформатор.
Можно ли буксировать прицеп с автоматом
Езда на автомате с прицепом допускается, но нужно знать, что повышенная нагрузка приводит к более сильному нагреванию в гидротрансформаторе. При этом желательно не использовать повышающие передачи. Вообще тем, кто часто буксирует прицепы на автомобиле с АКПП, рекомендуется задуматься о монтаже еще одного радиатора в систему охлаждения коробки.
Езда на автомате в пробках и на светофорах
Управлять транспортным средством с АКПП в пробках и на светофорах проще, чем автомобилем с механикой. В нашем случае можно удерживать автомобиль на месте нажатием педали тормоза.
Если же пробка серьезная и нога устает держать педаль, опытные водители рекомендуют включать режим «P» и дать ноге отдохнуть. Как только впереди стоящий автомобиль тронется, можно нажать педаль тормоза, включить режим «D».
Этот же способ нужно использовать при кратковременных остановках жарким днем, чтобы не допустить перегрева масла в АКПП.
Как тормозить двигателем на автомате
Реализация торможения двигателем на автомате будет зависеть от конкретной модели. Есть автомобили, в которых участие человека в выборе передачи не предусмотрена, есть машины с разными вспомогательными режимами. Вот лишь один из алгоритмов торможения двигателем:
- Включите режим «O/D» (овердрайв).
- Подождите, пока скорость снизится до 90 км/ч.
- Включите вторую передачу (D2).
- Подождите пока скорость не снизится до 50 км/ч.
- Включите режим «L».
Изучайте инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы понять, как правильно тормозить двигателем и не испортить АКПП.
Как обгонять на автомобиле с АКПП
Совершать обгон на автомобиле с коробкой-автомат несложно. Принцип такой же, как и на механике. Если нужно быстро ускориться, нажимайте педаль газа до упора. Сработает режим кикдаун, коробка выберет пониженную передачу, за счет чего будет заметным ускорение. Завершив обгон можно опустить немного педаль газа, АКПП вернется к прежнему режиму.
Нужно ли прогревать автомат перед ездой
Зимой, особенно в российских условиях, перед ездой коробку-автомат надо прогреть: температура масла во всех узлах должна подняться до рабочей. Для этого при заведенном двигателе и с нажатой педалью тормоза последовательно перемещают рычаг выбора режима во все положения, задерживаясь на каждом на 5 – 10 секунд. Затем включают нужный режим и удерживают машину педалью тормоза несколько минут, при этом обороты должны быть холостыми. Теперь можно начинать движение, но первые несколько сотен метров старайтесь избегать резких разгонов.
Распространённые ошибки при езде на АКПП
Многие водители не знают, чего нельзя делать с АКПП, а потому время от времени совершают различные ошибки, приводящие к поломкам и опасным ситуациям на дороге. Вот наиболее распространенные случаи, которые нельзя допускать:
- Движение на нейтралке (накатом) — может спровоцировать занос.
- Переключение на режимы «P» или «R» при движении — приводит к поломке АКПП.
- Одновременное нажатие на педали газа и тормоза.
- Сначала включение режима парковки, затем ручника. По правилам нужно сначала включить стояночный тормоз, затем диапазон «P».
- Буксировка прицепов с превышением допустимой нагрузки.
- Движение на спусках с режимом «N». При включении режима «D» после длительного спуска на нейтралке возможен перегрев коробки.
- Неоправданная «игра» педалью газа при включенном режиме «N»
При правильной эксплуатации автомобиль с коробкой-автомат служит долго и радует владельца комфортной ездой. Освоить АКПП не трудно, а потому изучайте инструкцию по эксплуатации к своей машине, вооружайтесь нашими советами и отправляйтесь в путь.
Источник https://wiki.zr.ru/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F_%D1%81_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87
Источник https://rus-avtomir.ru/service/pedali-v-akpp
Источник https://mosavtoshkola.org/blog/kak-vodit-mashinu-na-avtomate/