В каких случаях требуется зарядка аккумулятора автомобиля, не снимая с машины, и как она проводится
Мы привыкли, что для зарядки аккумулятора автомобиля нужно его снять, отнести домой, подключить к зарядному устройству (ЗУ) и заряжать в соответствии с рекомендациями для этого типа АКБ. В принципе, всё правильно, если речь идёт о простых и недорогих автомобилях импортного и отечественного производства. Но сейчас появляется всё больше иномарок, которые имеют множество навороченной электроники. Там и сложные бортовые компьютеры, датчики, мультимедийные и противоугонные системы, всевозможные ассистенты, куча настроек, диагностические сведения и т. п. И обесточивать их противопоказано. Что же делать в такой ситуации?
Почему может понадобиться заряжать аккумулятор на машине
На таких автомобилях снимать аккумулятор себе дороже. Если вся перечисленная начинка собьётся, то придётся долго сидеть и все это восстанавливать. Вполне возможно, что потом придётся обращаться к специалистам, чтобы всё это оборудование привести в рабочее состояние. Естественно, что никому этого не хочется. Поэтому в последнее время на форумах часто встречается вопрос о том, возможна ли зарядка автомобильного аккумулятора без снятия с машины. То есть, можно ли заряжать АКБ прямо на авто с присоединёнными клеммами?
Да, это возможно. Каких-то противопоказаний от производителей автомобилей или аккумуляторов для такой зарядки нет. Другое дело, что такое не всегда возможно осуществить чисто технически. Если у вас автомобиль стоит в гараже, куда подведено электричество, это один разговор. Тогда можно протянуть удлинитель, подключить зарядное устройство и поставить аккумулятор на зарядку, не снимая клемм.
А если автомобиль стоит во дворе или на стоянке. Тут уже удлинитель просто так не кинешь, и придётся отключать аккумулятор со всеми вытекающими последствиями. Правда, есть одно решение. В этой ситуации пригодится переносной аккумулятор для автомобиля.
Переносной аккумулятор автомобиля
Такие устройства имеют в своей комплектации «крокодилы». Вам нужно накинуть их на клеммы, идущие к выводам аккумулятора. После этого отсоедините АКБ и отнесёте её на зарядку. Когда аккумуляторная батарея будет заряжена, поставите её на место. Затем отключите переносной аккумулятор. При таком варианте все системы автомобиля будут постоянно находиться во включённом состоянии.
Теперь, давайте, рассмотрим особенности зарядки аккумулятора прямо на автомобиле, не снимая клемм.
Вернуться к содержанию
Особенности зарядки аккумулятора на автомобиле без снятия
Обычно зарядка аккумулятора на автомобиле выполняется в гараже или ином помещении, где есть электрическая сеть. Вам понадобится зарядное устройство. Если у вас его ещё нет, то можете прочитать статью о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, и приобрести. Из особенностей зарядки аккумулятора на машине можно отметить несколько большее время. Это происходит из-за большего сопротивления при таком способе зарядки. В остальном всё, то же самое. Действуйте по следующей схеме:
- Поставьте автомобиль в гараж;
- Если это зимнее время, то дайте машине постоять некоторое время, чтобы температура выровнялась;
- Переведите всю электронику автомобиля в спящий режим;
- Откройте отверстия в банках аккумуляторной батареи для свободного выхода газов наружу;
- Накиньте крокодилы зарядного устройства на выводы аккумулятора с соблюдением полярности (красный на плюс, чёрный на минус);
- Затем включите ЗУ в сеть и выставьте необходимый режим зарядки.
Внимание! Перед тем, как начать зарядку, убедитесь, что рядом с АКБ нет источников искр, ничего не «коротит» и т. п. При достижении определённого напряжения в аккумуляторе начинается процесс гидролиза воды. В результате выделяется водород. При смешивании его с кислородом образуется гремучая смесь, которая может вызвать взрыв аккумулятора от любой искры.
Если говорить о самом процессе зарядки аккумулятора, не снимая с машины, то он практически ничем не отличается от стандартного варианта. Все детали можно узнать в статье о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Среди отличий нужно отметить то, что при зарядке на машине рядом с аккумулятором будет множество проводников электрического тока. Об этом нужно помнить и не проводить рядом никаких работ, чтобы ничего не замкнуть клеммы.
Заряжать аккумулятор можно с постоянными значениями напряжения или тока (с его постепенным понижением к концу зарядки). Вариант с постоянным током рекомендуется в случае глубокого разряда. Метод с постоянным напряжением используется при подзарядке частично разряженной аккумуляторной батареи. О том, сколько заряжать автомобильный аккумулятор можно узнать из статьи по указанной ссылке.
Стоит отметить, что при зарядке АКБ без снятия с автомобиля должны быть направлено на то, чтобы избежать скачков напряжения. Кроме того, обеспечьте надёжно подключение крокодилов устройство к клеммам или непосредственно выводам устройства. Здесь нельзя перестраховаться, поскольку стоимость различных электронных компонентов в иномарках очень большая. Так, что излишние меры предосторожности оправданы.
Вернуться к содержанию
Советы по уходу за аккумулятором автомобиля
В заключение, давайте рассмотрим профилактические мероприятия, которые помогут избежать проблем при эксплуатации автомобиля. Большинство этих мер не отнимают много времени и позволяют существенно продлить срок службы АКБ. Основные профилактические мероприятия представлены ниже:
Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля?
«Севший» аккумулятор способен огорчить любого автовладельца. Зимой чаще всего возникают ситуации, когда АКБ во время пуска мотора неожиданно «садится». При низких температурах саморазряд батареи происходит быстрее. Хотя и в теплое время года тоже нет гарантии, что двигатель запустится. Оставленные на несколько часов включёнными потребители тока (ходовые огни, аудиосистема, климатическая система) разрядят батарею в два счёта. Да и сама АКБ имеет ограниченный срок эксплуатации, при превышении которого номинальная емкость падает на 20% и более.
Проблему «севшей» батареи автолюбители часто решают путём прикуривания. Чтобы случайно не вывести батарею из строя и не повредить электрику, генератор и прочее электрооборудование, нужно знать, как прикурить автомобиль от другого автомобиля.
Что значит «прикурить»?
Выражение «прикурить авто» означает пуск двигателя при полностью разряженном аккумуляторе за счет подключения к АКБ другой тачки. Севшая батарея выступает как проводник — после пуска мотора генератор уже самостоятельно вырабатывает ток, необходимый, чтобы зарядить батарею. Для зарядки севшей батареи после глубокой разрядки потребуется время, поэтому выключать зажигание сразу после пуска не стоит.
Какие провода приготовить к прикуриванию?
В продаже есть пусковые провода разных производителей и безымянные изделия, позволяющие подпитать автомобиль от автомобиля. Вот несколько критериев выбора:
- Большое сечение. Чем меньше сечение, тем меньший ток может проходить. Тонкие провода сильнее нагреваются. Покупайте провода сечением не менее 16 кв. мм. Порядка 60-70 кв. мм достаточно для пуска любой «легковушки», кроссовера или внедорожника.
- Материал. Для электропроводки лучше использовать медные провода, поскольку металл отличается минимальным сопротивлением.
- Длина. Чем длиннее провода, тем выше будет сопротивление и менее экономичным расход заряда АКБ донора. Но при длине менее 1–1.5 м могут возникнуть трудности с подъездом авто. Недопустимо ставить авто вплотную друг к другу. Оптимальное расстояние между двумя авто — 1.5–2.5 м.
При покупке внимательно осмотрите провода и проверьте соединение с зажимами-«крокодилами». Именно в местах соединения возникает максимальное сопротивление, поэтому зажимы должны быть спаяны с проводом. Сами «крокодилы» должны быть достаточно большими для удобного хвата и подключения к клеммам АКБ.
Как нужно прикуривать авто?
Прикурить можно автомобиль от автомобиля с аналогичным напряжением бортовой сети. Недопустимо пытаться запустить мотор легкового авто от АКБ грузового транспорта. Одно из требований к АКБ авто, двигатель которого будет запускаться — полностью исправное состояние. Нельзя пытаться прикурить, если батарея неисправна — например, при наличии трещин корпуса.
Соблюдай правила прикуривания своего автомобиля — это гарантия исправности электрики. Если нарушить последовательность действий или попытаться прикуривать автомобиль с неисправной АКБ, это чревато выходом из строя электрики — у прикуриваемого авто и у донора.
Вот схема, как завести автомобиль от автомобиля:
- Поставьте машину-«донора» рядом с авто с севшей батарей.
- Отключите зажигание и все потребители тока донора.
- Отключите минусовую клемму от севшего аккумулятора — это исключит быстрый разряд АКБ донора.
- Подготовьте стартовые провода большого сечения.
- Подключите плюсовые клеммы с батарей — закрепите «крокодилов» на «плюсах» обеих батарей.
- Подключите «крокодила» к минусу донора — второй «крокодил» подключается к подушкам, опоре двигателя или металлическим деталям мотора.
- Запустите двигатель севшей машины.
- При удачном запуске мотора и отсутствии дыма, едкого запаха не выключайте двигатель, подождите порядка 10 минут.
- Подсоедините минусовую клемму АКБ.
- Отключите плюсовую клемму сначала от АКБ с запущенным двигателем, а потом от донора.
- Подключите плюсовую клемму.
Если приведенная схема прикуривания автомобиля не помогла, посмотрите видео о том, как прикурить тачку от другой машины:
Типичные ошибки при прикуривании
Правильно батарею прикурить — просто. Но автолюбители всё равно могут допускать ошибки. К распространенным относят:
- Нарушение полярности при подключении проводов к АКБ. Чревато повреждением батареи и выходом из строя генератора.
- Попытки прикурить от другого авто долгое время. Чтобы запустить автомобиль от автомобиля, аккумулятор‐донор должен дать значительное электропитание. Если с нескольких попыток не удалось прикурить свой автомобиль, то последующие попытки чреваты уже разрядкой АКБ донора.
Не забывайте о технике безопасности. Кузова не должны соприкасаться. Не стоит прикасаться к кузову. При появлении характерного запаха электролита, искрения, дыма, запаха плавленой пластмассы (возник прогар обмотки, не рассчитанной на большой ток), следует немедленно прекратить процедуру. А также выключить двигатель, отсоединить провода, вызвать выездного автоэлектрика или эвакуатор.
Когда нельзя прикуривать авто?
Если имеются видимые повреждения корпуса АКБ, течь электролита, если при подключении проводов возникают специфический запах, дым, то прикуривать категорически запрещается. Также нельзя заводить двигатель от другой машины, если различается напряжение (прикуривание батареи легковой от грузовой), провода слишком короткие (машины расположены на близком расстоянии) или не соответствуют требованиям (малое сечение, наличие дефектов, отсутствие «крокодилов»).
Не прикуривайте от другого автомобиля, оснащенного дизельным двигателем, и, наоборот. Если температура воздуха ниже −25 C и электролит замерз, лучше тоже этого не делать.
Помните, что проблему разряженного аккумулятора проще предупредить (или избежать её повторного возникновения в будущем). Прикуривать ваш автомобиль не придётся, если вы знаете, как правильно следить за машиной:
- Не оставлять надолго авто с запущенными потребителями электричества.
- Менять батарею сразу после завершения срока эксплуатации.
- Регулярно проверять исправность АКБ — уровень и плотность электролита, отсутствие внешних повреждений корпуса батареи, дефектов клемм, проводки.
- Диагностировать генератор — из‐за неисправностей генератора возможны недостаточная зарядка или перезаряд.
Если вы не знаете, как самому прикурить, помощи просить не у кого и пусковые провода у вас отсутствуют, можно поехать к мастерам, оказывающим услуги выездного «подкуривания» авто. Они запустят мотор вашего «железного коня» от АКБ собственного транспортного средства либо подадут ток напрямую с мобильного генератора. Помните, что при работе с электропроводкой авто безопасность на первом месте!
Как «прикурить» аккумулятор от другой машины?
Владелец транспортного средства всегда должен быть готов к любым неожиданностям. Одна из распространенных проблем – разряженный аккумулятор, который требует, чтобы его незамедлительно «прикурили». Стоит рассмотреть подробнее, как правильно проводить процедуру, и что в это случае обязательно нужно учитывать.
Что необходимо?
В первую очередь нужно подготовиться к процедуре, а не сразу пытаться «прикурить» автомобиль. Сначала нужно определиться с донором, который поможет зарядить аккумулятор, а для этого потребуется присмотреться к его проводам. Они должны отвечать следующим требованиям.
- Потенциал. Должен быть выше прикуриваемого или с аналогичным показателем.
- Сечение. Оптимальное – не менее 16 мм2, однако этот показатель подойдет для малолитражных авто. Чем выше литраж, тем больше должна быть квадратура поперечного сечения.
- Крокодилы стартерной проводки. Должны быть надежно сцеплены с клеммами обеих аккумуляторных батарей.
- Материал проводов – только медь.
А также необходимо позаботиться о том, чтобы соединение на стыке между проводом и крокодилом было качественным, иначе велика вероятность неверного проведения процедуры и ухудшения ситуации.
Схема зарядки
Современные автомобили отличаются сложной электронной начинкой, поэтому не всегда удается сразу разобраться, как правильно заряжать аккумулятор в случае прекращения его работы. Однако специалисты и практики успели разработать единый для всех алгоритм, который поможет безопасно «прикурить» машину, воспользовавшись помощью батареи другого транспортного средства.
Особое внимание при проведении процедуры необходимо уделить сборке схемы и снятию проводов. В противном случае при несоблюдении правил и рекомендаций велика вероятность короткого замыкания, способного нанести немалый ущерб. Итак, как правильно «прикуривать» авто от другой машины? Как уже было сказано ранее, необходимо позаботиться о проводах хорошего качества, и лучше заранее купить комплект для прикуривания и поместить его в багажник. Такой комплект должен включать два провода:
- черный – для подключения на минус;
- красный – для подсоединения к плюсу.
На обоих концах каждого должны быть зажимы-крокодилы, которые обеспечат надежную фиксацию и работу проводов.
Следующий на очереди – автомобиль для «прикуривания». При выборе донора необходимо убедиться в том, что у транспорта рабочий аккумулятор необходимой емкости и с одним выходным напряжением. Не рекомендуется вести зарядку от неисправной батареи, в которой, например, подтекает масло. Наконец, перед тем как «прикуривать» автомобиль, нужно убедиться в том, что аккумулятор просто сел, а не вышел из строя.
Среди распространенных признаков неисправной батареи:
- натужные звуки при повороте ключа зажигания;
- нехарактерные звуки для работающих под капотом систем и узлов;
- отсутствие подсветки индикаторов на приборной панели.
Если аккумулятор вышел из строя, его нет смысла «прикуривать». В этом случае необходимо как можно скорее отправиться в ближайшую мастерскую для устранения неисправности и замены АКБ.
Если аккумулятор работает, тогда можно приступать к процедуре. Основные шаги.
- Машина, которая будет выступать донором, должна проработать на оборотах в 2-3 тысячи в течение 5 минут, чтобы генератор дал батарее дополнительный заряд.
- Далее следует отключить все электроприборы и зажигание. Сделать это нужно до того, как будут подсоединены клеммы.
- Следующий этап – соединение проводов. О нем чуть подробнее ниже.
- После этого необходимо запустить мотор у автомобиля с севшим аккумулятором.
- Пятый шаг – запуск ДВС на автомобиле-доноре. Мотор должен работать в течение четверти часа, и при этом важно отслеживать состояние подзаряжаемой АКБ.
- По окончании установленного времени следует заглушить двигательавтомобиля-донора, и попробовать запустить мотор проблемного транспорта.
В этом случае существует два варианта развития событий.
- Если двигатель запустился, останется отключить провода и несколько минут продержать мотор на холостых оборотах. Это поможет дополнительно зарядить АКБ, и полностью восстановить ее работоспособность.
- Если двигатель не откликается, нужно ехать в мастерскую, так как велика вероятность наличия проблем в автомобиле с севшей АКБ.
Настоятельно не рекомендуется включать мотор «прикуриваемой» машины во время работы двигателя донора. В лучшем случае это вызовет перегорание предохранителей генератора, в худшем приведет к поломке генератора и других элементов электросети.
Теперь подробнее о подключении клемм. У процедуры есть более детальная инструкция, при помощи которой удастся провести этап максимально полезно и безопасно. Основные рекомендации при подключении клемм:
- автомобили необходимо поставить лицом друг к другу и прислонить их максимально близко, но при этом не давать кузовам соприкоснуться;
- перед «прикуриванием» необходимо дать проработать автомобилю-донору на холостых, чтобы подарить аккумулятору лишний заряд;
- перед подключением клемм стоит убедиться в надежности их соединений, а также убрать следы любых загрязнений в виде смазки, окислов, коррозии, пыли и прочего;
- первой подключать нужно клемму с положительным зарядом;
- во время подключения первой клеммы второй конец должен находиться в руках и свободно свисать, не соприкасаясь с металлическими поверхностями;
- плюс крокодила при соединении должен быть подключен к плюсу разряженной батареи, а второй конец провода идет к плюсу на АКБ донора;
- минусовые клеммы подключаются к минусам, но в обратной последовательности – сначала к донору, потом замыкается на массе.
Масса – это любой металлический предмет, поверхность которого не покрыта лаком или другим защитным составом. При соединении проводов важно проследить за тем, чтобы они не цепляли никакие подвижные элементы в виде приводного ремня или других деталей авто. Дополнительно стоит рассмотреть вопрос запуска двигателя. Многие автомобилисты с проблемой разрядки аккумулятора и необходимости его «прикуривания» сталкиваются впервые, поэтому часто интересуются, когда можно и когда нельзя запускать ДВС.
Начать следует с основ. Современный автомобиль содержит 2 источника питания: аккумулятор и генератор. АКБ отвечает за запуск стартера и мотора, на что тратит несметное количество энергии, а пусковой ток для легковых машин равен в среднем 260-300 ампер. Как только аккумулятор запустит двигатель, источник питания изменится, и место АКБ займет генератор. Поэтому одна из задач генератора – восполнение потраченного батареей заряда, который ушел на запуск силового агрегата.
Поэтому, если АКБ автомобиля села, машину не заведет ничто другое, кроме батареи автомобиля-донора. Соединение двух аккумуляторов обеспечивается за счет крокодилов путем правильного подсоединения клемм. Генератор же никак не сможет запустить двигатель, поэтому завести авто в случае севшей АКБ просто не выйдет. И также нельзя запускать ДВС, пока работает двигатель машины-донора. В противном случае это приведет к поломке силовых агрегатов, электронных систем и других элементов транспортного средства.
Последний вопрос, который требует внимания, относится к продолжительности «прикуривания». Время проведения процедуры зависит от разных факторов, среди которых:
- разряженность аккумулятора;
- температура окружающей среды;
- соответствие характеристик элементов необходимым требованиям.
В среднем на подзарядку АКБ уходит не более 30-60 минут, но иногда процедура может затянуться. Это необходимо учитывать, если владелец авто-донора куда-то торопится.
Меры предосторожности
Итак, основная схема «прикуривания» авто разобрана. Теперь подробнее о мерах предосторожности, которые помогут избежать ненужных ошибок и быстро провести процедуру. В первую очередь необходимо учесть, кого не стоит «прикуривать», если на дороге возник автомобиль, которому нужна помощь.
Не рекомендуется дарить заряд своей батареи автомобилю со старой АКБ. Великовозрастный аккумулятор – сплошная боль, так как он не только быстро разряжается, но и приводит к другим поломкам в системе. Кроме того, нередки случаи, когда такие аккумуляторы во время подзарядки просто взрывались, что причиняло вред сразу двум машинам и требовало незамедлительного ремонта.
А также не стоит снимать клеммы у донора перед тем, как приступить к «прикуриванию» авто. Поэтому необходимо заранее учесть все нюансы и последовательность подключения клемм, чтобы впоследствии не возникло проблем. Например, несвоевременное отключение клеммы способно принести к обнулению настроек электронных систем, из-за чего владельцу авто придется заново выставлять:
- время;
- параметры магнитолы;
- характеристики климат-контроля.
Таким образом, игнорирование схемы способно привести к дополнительной головной боли и поломке прикуривателя. Наконец, стоит обратить внимание перед проведением процедуры на качество крокодилов и состояние разряженного аккумулятора. При ненадлежащем исполнении фиксаторы способны причинить вред и вызвать массу проблем во время подзарядки. Одна из распространенных – короткое замыкание, из-за которого помощь потребуется уже двум машинам.
Что касается состояния АКБ, то перед зарядкой следует пощупать корпус аккумулятора. Если он нагрет, от помощи лучше отказаться. В противном случае велика вероятность взрыва батареи прямо во время проведения процедуры.
Рекомендуется отдать предпочтение мастерской. «Прикурить» автомобильный аккумулятор нетрудно, если следовать простым схемам и рекомендациям по выбору донора и соблюдению техники безопасности.
Источник https://akbinfo.ru/zaryadka/zarjadka-akkumuljatora-avtomobilja-ne-snimaja-s-mashiny.html
Источник https://ddcar.ru/blog/elektrika/kak-prikurit-akkumulyator-ot-drugoy-mashiny-poleznye-sovety
Источник https://manrule.ru/akkumulyator/kak-prikurit/