Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. Занятие
В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.
На посту ТО необходимо иметь:
- инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;
- защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
- первичные средства пожаротушения;
- стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;
- аптечку первой помощи.
На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:
- загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
- держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;
- мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
- держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
- заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.
Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.
На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).
При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:
- использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;
- производить переливание кислоты только посредством специального сифона;
- осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;
- производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.
Транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
- приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;
- входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;
- устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;
- пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);
- проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;
- хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.
Требования пожарной безопасности на посту ТО
Характеристики помещения
- категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности – В-2.
- класс зоны по ПУЭ П-2а.
- площадь помещения – 76,2 м.
Помещение склада оборудовано одним огнетушителем типа ОУ-5, одним порошковым огнетушителем.
Помещение предназначено для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, не связанных с обращением ЛВЖ и ГЖ, а также снятием и разборкой двигателей и агрегатов автомобилей. Ответственный за пожарную безопасность на посту ТО – старший механик части.
Ответственный за пожарную безопасность обязан:
- обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима при проведении работ по ТО автомобилей;
- следить за исправным состоянием электрооборудования, систем отопления и ПСПТ, принимать немедленные меры для устранения выявленных нарушений;
- проводить инструктаж личного состава, работающего на посту ТО;
- по окончании рабочего дня производить осмотр помещения с записью результатов осмотра в «Журнале осмотра помещений в части перед закрытием» на ЕДДС «Служба спасения 01».
Хранение сгораемых материалов, ЛВЖ, ГЖ и ГСМ в помещении не допускаются.
Проходы, подступы к ПСПТ должны быть свободными. Автомобили должны устанавливаться в соответствии норм.
По окончании рабочего дня электрооборудование должно быть обесточенным.
Запрещается мыть агрегаты и детали ЛВЖ и ГЖ.
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на посту ТО и ТР запрещается.
Кузнечные, термические, сварочные, молярные, деревообрабатывающие работы должны производиться в специально отведенных помещениях автотранспортных предприятий, за которыми закреплены автомобили.
Для освещения мест проведения работ должны использовать светильники с применением гибких кабелей, оборудованные защитными колпаками, защитными стеклами и крючками для подсветки.
Не допускается нахождение на посту ТО посторонних лиц.
Работы по подзарядке и ремонту аккумуляторов должны производиться в вытяжном шкафу, при включенной местной вытяжной вентиляции и исправных контрольных приборах. Совместное проведение работ по зарядке аккумуляторных батарей с производством пожароопасных работ запрещено.
На посту ТО запрещается:
- производить работы, не связанные с ТО и ТР автомобилей;
- курить и применять открытый огонь;
- хранить ЛВЖ, ГЖ и ГСМ, а также тару из под них;
- оставлять автомобили с включенной системой зажигания;
- хранить спецодежду и обтирочный материал;
- производить подзарядку аккумуляторов непосредственно на автомобилях;
- заправлять автомобили;
- оставлять на рабочих местах и в кабинах автомобилей обтирочные материалы и ГСМ;
- держать автомобили с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии неисправностей топливной системы;
- эксплуатировать электрооборудование, не соответствующее классу зоны по ПУЭ.
Электрооборудование поста ТО должно соответствовать классу зон по ПУЭ и проверяться электротехническим персоналом цеха 33 не реже одного раза в квартал.
Охрана труда и окружающей среды ПБ при техническом обслуживании эксплуатации техники
Работа по охране труда, охране окружающей среды и обеспечению пожарной безопасности в учреждениях производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России по следующим основным направлениям:
Пожарная безопасность при ремонте автомобиля
Полезная информация на тему: «пожарная безопасность при ремонте автомобиля». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.
К работе на автомобилях и тракторах допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления трактором либо автомобилем и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Работать разрешается только на закреплённых за водителем автомобиле либо тракторе, временная работа на другом автомобиле либо тракторе допустима только при наличии соответствующего письменного разрешения. Передача другим лицам функций управления автомобилем либо трактором, которые не закреплены за ним запрещена. Запрещается непрерывная двухсменная работа на автомобиле либо тракторе, а также работа в состоянии опьянения.
Пожарной безопасности следует уделять повышенное внимание. На автомобилях, самоходных шасси и тракторах должны размещаться приспособления для регулировки интенсивности охлаждения двигателя в автоматическом режиме либо регулировки с рабочего места водителя. С целью защиты от засорения технологическими отходами (полова, солома и прочее) воздухозаборника, сердцевины радиатора, а также межрёберного пространства цилиндров ДВС воздушного охлаждения должны иметься быстросъёмные сетки либо прочие устройства.
На уборочных работах двигатели тракторов, а также стационарных и самоходных машин должны быть оборудованы искроулавливателями либо искрогасителями, глушителями шума. Конструкция искроулавливателя и искрогасителя должна позволять выполнять очистку их от нагара.
Запрещается направлять выпускные трубы ДВС на легковоспламеняемую растительную массу и механизмы машин, которые предназначаются для сбора технологических продуктов.
Автомобили, самоходные шасси и тракторы комплектуются требуемыми первичными средствами пожаротушения (огнетушители, лопаты и прочее).
Недопустимо наличие подтекания масла и топлива, пропуска отработавших газов в местах соединения выпускного коллектора с выпускной трубой и ДВС.
1) – использование открытого огня (факелы, спички и прочее) в процессе заправки машин топливом, а также замере его уровня;
2) – подогрев двигателя и масла открытым огнём;
3) – использование заправочного инвентаря, не обеспечивающего закрытую заправку;
4) – оснащение автомобилей и тракторов дополнительными ёмкостями с топливо-смазочными материалами;
5) – открывание пробок посредством ударов металлическими предметами;
6) – разжигание костров вблизи агрегатов и машин;
7) – использование бензина для мойки рук и деталей;
– навешивание на огнетушители одежды либо укладывание на них посторонних предметов.
Требуется неукоснительное соблюдение основных правил обращения с этилированными бензинами (окрашены с соответствующий цвет). Перед проведением ТО либо ремонта автомобилей, которые сопряжены с демонтажом и разборкой приборов питания, требуется освободить от остатков топлива карбюратор, топливный бак и прочие элементы, а затем тщательно промыть их керосином. По завершении работ с этилированным бензином необходимо перед приёмом пищи вымыть руки керосином, а затем тёплой водой с мылом. Ремонт спецодежды следует выполнять только после её стирки.
С особой осторожностью следует использовать в роли антифриза (охлаждающая жидкость) смести этиленгликоля и воды, которая является сильнодействующим ядом.
Техника безопасности при техническом обслуживании автомобиля.
За последние 10-15 лет автомобили стали технически сложнее, это факт. К сожалению, новые транспортные средства стало тяжелее обслуживать и ремонтировать. Но это не означает, что в мире стало меньше людей, которые готовы самостоятельно проводить техническое обслуживание автомобилей и их ремонт. Также в нашей стране в связи с ростом автопарка стали появляться как грибы различные автосервисы, начиная от гаражных сервисов, и заканчивая крупными станциями техобслуживания.
Но, к сожалению, в нашей стране мало кто знает правила безопасности, которые должны соблюдаться при ремонте автомобиля. Спросите любого автослесаря, который недавно начал работать на автомастерской и он вам обязательно расскажет пару случаев о травмах полученных при обслуживании машины. Но каждый автослесарь и владелец автомобиля, который предпочитает ремонтировать свой автомобиль самостоятельно может избежать опасности, выполняя простые общие правила.
Мы предлагает вам уникальный сборник простых советов и правил, которые помогут вам соблюдать технику безопасности при ремонте транспортных средств.
Есть множество опасностей при техническом обслуживании автомобилей, которые могут показаться пугающими на первый взгляд. Неважно кто вы автомастер, работающий на автосервисе или владелец автомобиля, который предпочитает проводить техническое обслуживание и ремонт своей машины самостоятельно, но вы должны всегда перед работами с транспортным средством заранее знать, что вы хотите сделать при работе с автомобилем в первую очередь, выяснить, как именно вы хотите достичь вашей цели при ремонте и знать, какие инструменты использовать или приобрести при необходимости, не тратя слишком много денег.
Конечно на фоне все этого вопросы безопасности при ремонте машины все только усложняют. Но соблюдать технику безопасности нужно обязательно, если вы не хотите, чтобы техническое обслуживание машины стало для вас опасным. Но соблюдая наши советы, которые мы собрали для вас, вы сможете сделать процесс ремонта автомобилей таким же безопасным как любое хобби.
Какие детали автомобиля наиболее опасны?
Прежде чем мы перейдем к фактическим советам по технике безопасности, давайте поговорим о некоторых опасных частях вашего автомобиля — о вещах, на которые следует ориентироваться во время ремонта.
Наиболее явная опасность при работе с машиной связана непосредственно с поднятием ее тяжелых компонентов.
Во-первых, при поднятии всего автомобиля существует риск его падения. Не удивительно, что когда вы находитесь под машиной во время ремонта, то нужно быть осторожным. Ведь в поднятом состоянии любой автомобиль действительно опасен.
Также вы должны знать, что большинство автомобилей (особенно старых) изготовлены из стальных деталей, которые могут быть гораздо тяжелее, чем они выглядят. Поэтому откручивая под машиной какие-либо детали, вы должны быть предельно осторожным, так как при падении стальной запчасти вы можете получить тяжелую травму.
Также есть опасные детали, которые движутся. Например, вентилятор под капотом, который вращается вместе с двигателем. Как вы понимаете его лопасти представляют собой опасный режущий инструмент. Не стоит забывать и о цепи ГРМ, которая может зацепить рукав вашей рубашки и превратить вашу руку в фарш.
Кроме того, есть энергоаккумулирующие детали, такие как пружины (пружины подвески) и емкости работающих под давлением (шланги, трубки и т.п.), которые могут представлять опасность.
В том числе не стоит забывать, что в любом автомобиле есть множество острых металлических частей, об которые можно пораниться. А это не шутка. Ведь таким образом можно занести в кровь инфекцию (например, столбняк). Дело в том, что многие детали автомобиля в процессе эксплуатацию подвергаются агрессивному воздействию внешней среды (ржавчина, дорожные реагенты, грязь, песок и т.п.) и соответственно не стерильны.
Не стоит забывать и о жидкостях, которые возможно представляют еще большую опасность, чем большие металлические детали. Например, доказано, что отработанное масло это сильнейший канцероген и его следует держать подальше от вашей кожи. Этиленгликоль (антифриз) и тормозная жидкость, это также опасные яды, которые могут вызвать почечную недостаточность, если эти жидкости попадут в желудок. Не стоит забывать и омывающей жидкости лобового стекла (незамерзайка). Особенно если учесть что 80 процентов незамерзающей жидкости в нашей стране производятся в нарушение всех правил, так как недобросовестные производители используют метанол (запрещен), который может вызвать серьезные проблемы со здоровьем даже при попадании паров в дыхательные пути водителя и пассажиров (начиная от нервных заболеваний и заканчивая диабетом).
Не стоит забывать и об окиси углерода, который содержится в выхлопных газах вашего двигателя, а также о бензине (легковоспламеняющаяся жидкость) и о хладагенте кондиционера, который при утечке может вызвать повреждение легких и мозга.
Плюс надо помнить о серной кислоте в аккумуляторе вашей машины, которая не должна ни при каких обстоятельствах попасть на вашу кожу и глаза. Иначе вы рискуете получить опасный ожег.
Да, узнав о том, что любой автомобиль может вас раздавить, обрезать, отравить, сжечь, задушить, обездвижеть и т.д., многие новички (особенно которые только начали учиться на автослесарей) будут в шоке.
Но это еще не все. Вы знаете, что автомобиль может ударить вас током. Да, конечно из-за высокого сопротивления вашего тела, прикасаясь даже влажными руками к металлическим деталям, вас не ударит током. Но это не означает что 12-вольтовая батарея не опасна.
Помните, что любой автомобиль является опасным источником напряжения.
Как обеспечить безопасность
Итак, прочитав все это, вы неверное думаете, что вам нужно носить шлем и быть в бронированной защите, чтобы при ремонте ваш автомобиль не повредил вас. Но на самом деле оставаться в безопасности при ремонте машины довольно просто.
Теперь вы знаете, на какие вещи нужно обратить внимание. Вот некоторые советы и рекомендации, которые помогут вам держать себя в безопасности во время проведения ремонтных работ с автомобилем. Имейте в виду, что это не исчерпывающий список, а лишь малая часть главных рекомендаций, которые помогут вам оставаться в безопасности при техническом обслуживании транспортного средства. Особенно наши советы помогут тем, кто только начинают свой опыт по ремонту автомобилей.
Надевайте перчатки с длинными рукавами (но не одевайте свободную свисающую одежду)
Самый простой способ защитить себя от попадания на кожу масла, охлаждающей жидкости и топлива, это надеть перчатки. Для этого подходят одноразовые латексные перчатки. Но такие перчатки подходят только для замены жидкостей, но защитят вас от порезов и ушибов. Вот почему нужно использовать нейлоновые или кожаные перчатки; они конечно не полностью водонепроницаемые, но они легко защищают руки от автомобильных жидкостей, но и защищают руки от травм.
Нужно использовать специальный комбинезон, который задержит жидкость от попадания на кожу, но и защищает все тело и сохраняет одежду в чистоте.
Обращаем внимание, что при ремонте машины носить свободную одежду крайне рискованно, поскольку она может зацепиться о детали автомобиля (например, об звено цепи ГРМ и о другую движущееся часть машины). Поэтому старайтесь одевать одежду, которая не будет свисать с вам.
Всегда используйте Джек-стенды
Ваш кузов машины наверняка оснащен специальным гнездом для домкрата, которое необходимо, чтобы автомобиль надежно держался на подъемном механизме. Но ежедневно во всем мире происходит немало несчастных случаев когда автомобиль соскакивает с домкрата и повреждает мастера. Более надежно для удержания машины на весу использовать компактные Джек-стенды. Правда, прежде чем устанавливать подобные устройства вы должны убедиться, что они способны выдерживать вес машины.
Также для дополнительной уверенности, что автомобиль не упадет, вы можете вместе с джек-стендами использовать домкрат в качестве вторичной меры безопасности. Он будет дополнительной гарантией, что ваша машина не опрокинется на вас.
Дайте машине остыть перед ремонтом или обслуживанием
Одна из самых распространенных классических ошибок безопасности неопытных или совсем юных мастеров, это например, откручивание крышки радиатора на горячий двигатель. Помните что это очень опасно. Выключив двигатель, вы должны сначала избавиться от основного источника тепла, дождавшись пока остынет мотор. Помните что пока двигатель горячий охлаждающая жидкость также остается горячей и еще длительное время может представлять для вас опасность.
Дело в том, что система охлаждения двигателя пока он горячий все еще находится под высоким давлением до тех пор, пока силовой агрегат полностью не остынет. Если вы откроете крышку радиатора или расширительного бачка, то антифриз может выстрелить под давлением, что причинит вам вред. Горячая охлаждающая жидкость может вызвать сильнейший ожог.
Также не забывайте о том, что при горячем двигателе нельзя проводить работы под капотом и под машиной, так как помимо двигателя сильно нагреваются многие компоненты машины, начиная от каталитического нейтрализатора и заканчивая коробкой передач.
Поэтому даже если вам не терпится поскорее начать ремонт машины, лучше потерпеть и выждать пока ваш автомобиль не остынет и не станет температурой как ваш гаечный ключ.
Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора при работе под капотом
Мы уже предупреждали вас о том, что автомобиль является опасным источником высокого напряжения. Поэтому во избежании замыкания, разряда и т.п. перед началом работ под капотом обязательно отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора (минусовой провод).
Это позволит вам не опасаться, что вы получите разряд током, который например, взаимодействуя с вашим обручальным кольцом или печаткой может вызвать ожог пальцев.
Если вам нужна помощь, то проконсультируйтесь с опытными мастерами
Если вы собираетесь откручивать тяжелые детали, то должны представлять, сколько они весят. Если вы не знаете, сколько весит деталь, то найдите подобную информацию на форумах в сети. Иначе вы можете недооценить вес детали, которая, если упадет, может причинить вам тяжёлую травму. Например, не редко когда стартер снимается, только если мастер залезет под машину. Вы должны знать, что в большинстве случаев он немало весит. Поэтому, залезая под машину, вы должны быть готовым, что стартер может неожиданно упасть. Поэтому ваша голова должна быть в стороне. На многих форумах предупреждают об этом. Также используйте Интернет, чтобы не допустить многих других ошибок. Используйте знания других людей. Но лучше всего при демонтаже или установки тяжелой детали использовать помощника. Это основное правило безопасности при ремонте машины. Никогда не отказывайтесь от помощи, если она крайне необходима. Не стесняйтесь просить помочь, поскольку от этого зависит ваша безопасность.
Надевайте защитные очки
Если вы работаете под машиной, всегда носите защиту для глаз. Не имеет значения какой автомобиль вы ремонтируете (старый или новый). Даже если под автомобилем отсутствует ржавчина, грязь и копоть, то при демонтаже какой-нибудь детали то грязь или частицы металла могут попасть прямо вам в глаза.
Также нельзя работать без очков, если вы используете электроинструмент, особенно который режет и шлифует металл, который в таком случае будет разлетаться везде. Помните, что попадание даже мелких частиц в глаза может причинить непоправимый вред.
Также в любом случае при работе под машиной вы будете часто использовать различные химические очистители, которые могут попасть в глаза и причинить боль. Да, конечно можно после этого сразу промыть глаза. Но одев очки, вы избежите подобных проблем.
Используйте длинные специальные ключи
Перчатки являются отличным способом, чтобы сохранить ваши руки от травм. Но лучше всего используйте длинные ключи-рычаги, которые позволяют, не напрягаясь, откручивать любые соединения без риска получить травму.
Как вы знаете, для того чтобы открутить любой болт, необходим достаточный крутящий момент и сила. Чем короче ваш инструмент, тем больше усилий необходимо приложить, чтобы открутить болт. Но если ваш инструмент будет длинным, то вы затратите куда меньше усилий и без проблем открутите любые крепежные элементы.
Наведите порядок в гараже
Помните что захламленный гараж это главный рецепт катастрофы. Ведь в самый неподходящий момент под рукой может не оказаться нужного инструмента. Или, например, при съеме головки блока, которая весит немало, вы можете нечаянно поскользнуться, на оставленным, на полу ключе.
Вы должны держать ваши инструменты в доступном месте. Все инструменты должны быть сгруппированы друг с другом. Во время работы не кладите инструмент на крышу или не оставляйте его под капотом. Иначе, если вы забудете про инструмент при работе под машиной, один из ключей может упасть вам на голову.
Используйте упоры для колес
Вы всегда должны быть уверены в том, что ваш автомобиль во время ремонта не скатится с места. Если вы думаете что если машина стоит на стояночном тормозе (ручнике), то автомобиль не может сдвинуться с места. Но если машина имеет задний привод, то единственное что ее удерживает это задние колеса. И если вы поднимите домкратом задние колеса, то машина легко может скатиться с места. Особенно если вы проводите ремонтные работы не на ровной поверхности.
Чтобы предотвратить скатывания автомобиля, используйте упоры (можно использовать обычные деревянные бруски) для передних колес. [1]
Возьмите себе за правило всегда при проведении технических работ подкладывать под колеса упоры.
Комплектуйте ваш гараж аварийным оборудованием
Если вы только учитесь ремонту автомобилей вы должны знать, что ваше место работы должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (песок, огнетушитель и т.п.). Дело в том, что место ремонта автомобилей не самое безопасное от пожаров. Время от времени в нашей стране сгорают полностью автосервисы, которые пренебрегали мерами противопожарной безопасности.
Так что даже если вы автолюбитель, который учиться автослесарной науке только для своих личных целей, то в любом случае оборудуйте свой гараж всем первым необходимым для подавления пожара.
Также советуем вам купить прибор замеряющий уровень угарного газа в помещении. Помните, что во время ремонтных работ вы часто будете вынуждены заводить мотор в гараже, что вызовет накопление угарного газа в помещении. Помните, что даже если вы выведите из гаража на улицу специальную трубу, отводящую газы из выхлопной системы, всегда может случиться утечка. А это очень опасно. Поэтому лучше приобретите сигнализатор уровня угарных газов.
Кроме того, на рабочем месте вы должны иметь аптечку, с первыми необходимыми медикаментами. Зачем? А зачем вы держите подобный набор медикаментов дома? Ведь дома намного безопаснее, чем в гараже. Это нужно сделать просто на всякий случай.
Будьте осторожны с огнем и топливом
Если вы проводите ремонтные работы с топливной системой, то будьте очень осторожны. Помните что топливо легковоспламеняющееся вещество, которое может загореться даже от мелкой искры.
Если вы проводите работы рядом с баком и что-либо хотите выбить с помощью металлического инструмента, то помните, что сталь может легко создать искру, которая может попасть в бак. Сами понимаете, что искра и топливо приведут к возгоранию.
Если вы проводите работы с газовой горелкой или автогеном, то держите источник огня подальше от бензина, моторного масла, тормозной жидкости и тем более от трансмиссионной жидкости. Не все эти жидкости взрывоопасны, но все они могут легко загореться.
И ради бога не курите рядом с автомобилем.
Будьте осторожны с некоторыми проводами в машине
Если вы работаете с гибридным или полностью электрическим автомобилем, то будьте предельно осторожны с оранжевыми трубопроводами и соединительных линий высокого напряжения. Держитесь подальше от них, поскольку сила тока в них может легко вас убить.
Также будьте осторожны с желтыми трубопроводами, которые питают электричеством подушки безопасности в автомобиле. Вы же не хотите, чтобы в салоне машины случайно отключить подушки.
Используйте респиратор и хорошо проветривайте помещение гаража
Никогда не распыляйте различные жидкости и специальные средства внутри закрытого гаража.
Помните что пары химических веществ, как правило, поднимаются от низа к верху. Эти пары могут стать причиной вашего отравления. Даже если вы хотите обработать ржавую гайку средством WD-40, советуем вам делать этого только в хорошо проектируемом помещении.
Если вы планируйте работать с автомобильными красками, растворителями и т.п., а также проводить работы по металлу, то всегда используйте респиратор, который защитит вашу дыхательную систему от попадания агрессивных веществ.
Оставьте некоторые работы экспертам и специалистам
Есть некоторые вещи, которые вы не должны сами делать во время ремонта автомобиля, если вы что-то не знаете или в чем неуверенны. Или вам не хватает оборудования для самостоятельного ремонта. Не переживайте, если что-то вы не можете сделать самостоятельно.
Хорошим примером являются работы с высоковольтными проводами в гибридных автомобилях или работы с системой подушек безопасности. Также многие дизельные автомобили имеют топливную систему, которая находится под очень высоким давлением. В случае ее повреждения, вас может серьезно ранить.
Так что если вы недостаточно опытны, то для более опасных и сложных работ либо позвать на помощь профессионала, либо отогнать машину в специализированный технический центр.
Самый важный совет: понять, как все это работает
Самый лучший способ держать себя в безопасности во время ремонта и технического обслуживания автомобиля, это сначала понять, как ваш автомобиль работает.
То есть понять все основные процессы, которые происходят когда автомобиль заведен и движется по дороге.
Не пугайтесь, если вы пока не знаете полностью, как все работает в машине. Изучить основные знания по устройству автомобиля не простое занятие. Для этого нужно время. Но если вы будете изучать все последовательно и закреплять знания на практике, то вы в кратчайшие сроки поймете и выучите, как устроен автомобиль и как все работает.
Очень важно чтобы вы понимали как все в машине взаимосвязано. Вы должны знать, что произойдет, если вы, например не закрутите последний болт в подвеске. Или вы забудете подсоединить какой-нибудь провод. Зная устройство машины и все процессы во время работы двигателя, вы будете знать, к чему приведет та или иная ошибка. Это в будущем поможет вам быстро и легко диагностировать автомобиль и находить причину его неисправности.
Кроме того, понимание того, как работают и взаимодействуют все компоненты автомобиля друг с другом, поможет вам лучшим образом держаться во время ремонта транспортного средства подальше от неприятностей.
Этот список советов по безопасности ремонта автомобилей не является исчерпывающим. Дело в том, что фактически все советы в этой статье для тех мастеров и автолюбителей, которые используют в своей работе ручной инструмент.
Существует еще масса рекомендаций, правил и советов для автослесарных работ, связанных с использованием электроинструмента, сварочного аппарата, компрессора, и другого специального оборудования.
Техника безопасности при техническом обслуживании автомобиля.
За последние 10-15 лет автомобили стали технически сложнее, это факт. К сожалению, новые транспортные средства стало тяжелее обслуживать и ремонтировать. Но это не означает, что в мире стало меньше людей, которые готовы самостоятельно проводить техническое обслуживание автомобилей и их ремонт. Также в нашей стране в связи с ростом автопарка стали появляться как грибы различные автосервисы, начиная от гаражных сервисов, и заканчивая крупными станциями техобслуживания.
Но, к сожалению, в нашей стране мало кто знает правила безопасности, которые должны соблюдаться при ремонте автомобиля. Спросите любого автослесаря, который недавно начал работать на автомастерской и он вам обязательно расскажет пару случаев о травмах полученных при обслуживании машины. Но каждый автослесарь и владелец автомобиля, который предпочитает ремонтировать свой автомобиль самостоятельно может избежать опасности, выполняя простые общие правила.
Мы предлагает вам уникальный сборник простых советов и правил, которые помогут вам соблюдать технику безопасности при ремонте транспортных средств.
Есть множество опасностей при техническом обслуживании автомобилей, которые могут показаться пугающими на первый взгляд. Неважно кто вы автомастер, работающий на автосервисе или владелец автомобиля, который предпочитает проводить техническое обслуживание и ремонт своей машины самостоятельно, но вы должны всегда перед работами с транспортным средством заранее знать, что вы хотите сделать при работе с автомобилем в первую очередь, выяснить, как именно вы хотите достичь вашей цели при ремонте и знать, какие инструменты использовать или приобрести при необходимости, не тратя слишком много денег.
Конечно на фоне все этого вопросы безопасности при ремонте машины все только усложняют. Но соблюдать технику безопасности нужно обязательно, если вы не хотите, чтобы техническое обслуживание машины стало для вас опасным. Но соблюдая наши советы, которые мы собрали для вас, вы сможете сделать процесс ремонта автомобилей таким же безопасным как любое хобби.
Какие детали автомобиля наиболее опасны?
Прежде чем мы перейдем к фактическим советам по технике безопасности, давайте поговорим о некоторых опасных частях вашего автомобиля — о вещах, на которые следует ориентироваться во время ремонта.
Наиболее явная опасность при работе с машиной связана непосредственно с поднятием ее тяжелых компонентов.
Во-первых, при поднятии всего автомобиля существует риск его падения. Не удивительно, что когда вы находитесь под машиной во время ремонта, то нужно быть осторожным. Ведь в поднятом состоянии любой автомобиль действительно опасен.
Также вы должны знать, что большинство автомобилей (особенно старых) изготовлены из стальных деталей, которые могут быть гораздо тяжелее, чем они выглядят. Поэтому откручивая под машиной какие-либо детали, вы должны быть предельно осторожным, так как при падении стальной запчасти вы можете получить тяжелую травму.
Также есть опасные детали, которые движутся. Например, вентилятор под капотом, который вращается вместе с двигателем. Как вы понимаете его лопасти представляют собой опасный режущий инструмент. Не стоит забывать и о цепи ГРМ, которая может зацепить рукав вашей рубашки и превратить вашу руку в фарш.
Кроме того, есть энергоаккумулирующие детали, такие как пружины (пружины подвески) и емкости работающих под давлением (шланги, трубки и т.п.), которые могут представлять опасность.
В том числе не стоит забывать, что в любом автомобиле есть множество острых металлических частей, об которые можно пораниться. А это не шутка. Ведь таким образом можно занести в кровь инфекцию (например, столбняк). Дело в том, что многие детали автомобиля в процессе эксплуатацию подвергаются агрессивному воздействию внешней среды (ржавчина, дорожные реагенты, грязь, песок и т.п.) и соответственно не стерильны.
Не стоит забывать и о жидкостях, которые возможно представляют еще большую опасность, чем большие металлические детали. Например, доказано, что отработанное масло это сильнейший канцероген и его следует держать подальше от вашей кожи. Этиленгликоль (антифриз) и тормозная жидкость, это также опасные яды, которые могут вызвать почечную недостаточность, если эти жидкости попадут в желудок. Не стоит забывать и омывающей жидкости лобового стекла (незамерзайка). Особенно если учесть что 80 процентов незамерзающей жидкости в нашей стране производятся в нарушение всех правил, так как недобросовестные производители используют метанол (запрещен), который может вызвать серьезные проблемы со здоровьем даже при попадании паров в дыхательные пути водителя и пассажиров (начиная от нервных заболеваний и заканчивая диабетом).
Не стоит забывать и об окиси углерода, который содержится в выхлопных газах вашего двигателя, а также о бензине (легковоспламеняющаяся жидкость) и о хладагенте кондиционера, который при утечке может вызвать повреждение легких и мозга.
Плюс надо помнить о серной кислоте в аккумуляторе вашей машины, которая не должна ни при каких обстоятельствах попасть на вашу кожу и глаза. Иначе вы рискуете получить опасный ожег.
Да, узнав о том, что любой автомобиль может вас раздавить, обрезать, отравить, сжечь, задушить, обездвижеть и т.д., многие новички (особенно которые только начали учиться на автослесарей) будут в шоке.
Но это еще не все. Вы знаете, что автомобиль может ударить вас током. Да, конечно из-за высокого сопротивления вашего тела, прикасаясь даже влажными руками к металлическим деталям, вас не ударит током. Но это не означает что 12-вольтовая батарея не опасна.
Помните, что любой автомобиль является опасным источником напряжения.
Как обеспечить безопасность
Итак, прочитав все это, вы неверное думаете, что вам нужно носить шлем и быть в бронированной защите, чтобы при ремонте ваш автомобиль не повредил вас. Но на самом деле оставаться в безопасности при ремонте машины довольно просто.
Теперь вы знаете, на какие вещи нужно обратить внимание. Вот некоторые советы и рекомендации, которые помогут вам держать себя в безопасности во время проведения ремонтных работ с автомобилем. Имейте в виду, что это не исчерпывающий список, а лишь малая часть главных рекомендаций, которые помогут вам оставаться в безопасности при техническом обслуживании транспортного средства. Особенно наши советы помогут тем, кто только начинают свой опыт по ремонту автомобилей.
Надевайте перчатки с длинными рукавами (но не одевайте свободную свисающую одежду)
Самый простой способ защитить себя от попадания на кожу масла, охлаждающей жидкости и топлива, это надеть перчатки. Для этого подходят одноразовые латексные перчатки. Но такие перчатки подходят только для замены жидкостей, но защитят вас от порезов и ушибов. Вот почему нужно использовать нейлоновые или кожаные перчатки; они конечно не полностью водонепроницаемые, но они легко защищают руки от автомобильных жидкостей, но и защищают руки от травм.
Нужно использовать специальный комбинезон, который задержит жидкость от попадания на кожу, но и защищает все тело и сохраняет одежду в чистоте.
Обращаем внимание, что при ремонте машины носить свободную одежду крайне рискованно, поскольку она может зацепиться о детали автомобиля (например, об звено цепи ГРМ и о другую движущееся часть машины). Поэтому старайтесь одевать одежду, которая не будет свисать с вам.
Всегда используйте Джек-стенды
Ваш кузов машины наверняка оснащен специальным гнездом для домкрата, которое необходимо, чтобы автомобиль надежно держался на подъемном механизме. Но ежедневно во всем мире происходит немало несчастных случаев когда автомобиль соскакивает с домкрата и повреждает мастера. Более надежно для удержания машины на весу использовать компактные Джек-стенды. Правда, прежде чем устанавливать подобные устройства вы должны убедиться, что они способны выдерживать вес машины.
Также для дополнительной уверенности, что автомобиль не упадет, вы можете вместе с джек-стендами использовать домкрат в качестве вторичной меры безопасности. Он будет дополнительной гарантией, что ваша машина не опрокинется на вас.
Дайте машине остыть перед ремонтом или обслуживанием
Одна из самых распространенных классических ошибок безопасности неопытных или совсем юных мастеров, это например, откручивание крышки радиатора на горячий двигатель. Помните что это очень опасно. Выключив двигатель, вы должны сначала избавиться от основного источника тепла, дождавшись пока остынет мотор. Помните что пока двигатель горячий охлаждающая жидкость также остается горячей и еще длительное время может представлять для вас опасность.
Дело в том, что система охлаждения двигателя пока он горячий все еще находится под высоким давлением до тех пор, пока силовой агрегат полностью не остынет. Если вы откроете крышку радиатора или расширительного бачка, то антифриз может выстрелить под давлением, что причинит вам вред. Горячая охлаждающая жидкость может вызвать сильнейший ожог.
Также не забывайте о том, что при горячем двигателе нельзя проводить работы под капотом и под машиной, так как помимо двигателя сильно нагреваются многие компоненты машины, начиная от каталитического нейтрализатора и заканчивая коробкой передач.
Поэтому даже если вам не терпится поскорее начать ремонт машины, лучше потерпеть и выждать пока ваш автомобиль не остынет и не станет температурой как ваш гаечный ключ.
Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора при работе под капотом
Мы уже предупреждали вас о том, что автомобиль является опасным источником высокого напряжения. Поэтому во избежании замыкания, разряда и т.п. перед началом работ под капотом обязательно отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора (минусовой провод).
Это позволит вам не опасаться, что вы получите разряд током, который например, взаимодействуя с вашим обручальным кольцом или печаткой может вызвать ожог пальцев.
Если вам нужна помощь, то проконсультируйтесь с опытными мастерами
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если вы собираетесь откручивать тяжелые детали, то должны представлять, сколько они весят. Если вы не знаете, сколько весит деталь, то найдите подобную информацию на форумах в сети. Иначе вы можете недооценить вес детали, которая, если упадет, может причинить вам тяжёлую травму. Например, не редко когда стартер снимается, только если мастер залезет под машину. Вы должны знать, что в большинстве случаев он немало весит. Поэтому, залезая под машину, вы должны быть готовым, что стартер может неожиданно упасть. Поэтому ваша голова должна быть в стороне. На многих форумах предупреждают об этом. Также используйте Интернет, чтобы не допустить многих других ошибок. Используйте знания других людей. Но лучше всего при демонтаже или установки тяжелой детали использовать помощника. Это основное правило безопасности при ремонте машины. Никогда не отказывайтесь от помощи, если она крайне необходима. Не стесняйтесь просить помочь, поскольку от этого зависит ваша безопасность.
Надевайте защитные очки
Если вы работаете под машиной, всегда носите защиту для глаз. Не имеет значения какой автомобиль вы ремонтируете (старый или новый). Даже если под автомобилем отсутствует ржавчина, грязь и копоть, то при демонтаже какой-нибудь детали то грязь или частицы металла могут попасть прямо вам в глаза.
Также нельзя работать без очков, если вы используете электроинструмент, особенно который режет и шлифует металл, который в таком случае будет разлетаться везде. Помните, что попадание даже мелких частиц в глаза может причинить непоправимый вред.
Также в любом случае при работе под машиной вы будете часто использовать различные химические очистители, которые могут попасть в глаза и причинить боль. Да, конечно можно после этого сразу промыть глаза. Но одев очки, вы избежите подобных проблем.
Используйте длинные специальные ключи
Перчатки являются отличным способом, чтобы сохранить ваши руки от травм. Но лучше всего используйте длинные ключи-рычаги, которые позволяют, не напрягаясь, откручивать любые соединения без риска получить травму.
Как вы знаете, для того чтобы открутить любой болт, необходим достаточный крутящий момент и сила. Чем короче ваш инструмент, тем больше усилий необходимо приложить, чтобы открутить болт. Но если ваш инструмент будет длинным, то вы затратите куда меньше усилий и без проблем открутите любые крепежные элементы.
Наведите порядок в гараже
Помните что захламленный гараж это главный рецепт катастрофы. Ведь в самый неподходящий момент под рукой может не оказаться нужного инструмента. Или, например, при съеме головки блока, которая весит немало, вы можете нечаянно поскользнуться, на оставленным, на полу ключе.
Вы должны держать ваши инструменты в доступном месте. Все инструменты должны быть сгруппированы друг с другом. Во время работы не кладите инструмент на крышу или не оставляйте его под капотом. Иначе, если вы забудете про инструмент при работе под машиной, один из ключей может упасть вам на голову.
Используйте упоры для колес
Вы всегда должны быть уверены в том, что ваш автомобиль во время ремонта не скатится с места. Если вы думаете что если машина стоит на стояночном тормозе (ручнике), то автомобиль не может сдвинуться с места. Но если машина имеет задний привод, то единственное что ее удерживает это задние колеса. И если вы поднимите домкратом задние колеса, то машина легко может скатиться с места. Особенно если вы проводите ремонтные работы не на ровной поверхности.
Чтобы предотвратить скатывания автомобиля, используйте упоры (можно использовать обычные деревянные бруски) для передних колес. [1]
Возьмите себе за правило всегда при проведении технических работ подкладывать под колеса упоры.
Комплектуйте ваш гараж аварийным оборудованием
Если вы только учитесь ремонту автомобилей вы должны знать, что ваше место работы должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (песок, огнетушитель и т.п.). Дело в том, что место ремонта автомобилей не самое безопасное от пожаров. Время от времени в нашей стране сгорают полностью автосервисы, которые пренебрегали мерами противопожарной безопасности.
Так что даже если вы автолюбитель, который учиться автослесарной науке только для своих личных целей, то в любом случае оборудуйте свой гараж всем первым необходимым для подавления пожара.
Также советуем вам купить прибор замеряющий уровень угарного газа в помещении. Помните, что во время ремонтных работ вы часто будете вынуждены заводить мотор в гараже, что вызовет накопление угарного газа в помещении. Помните, что даже если вы выведите из гаража на улицу специальную трубу, отводящую газы из выхлопной системы, всегда может случиться утечка. А это очень опасно. Поэтому лучше приобретите сигнализатор уровня угарных газов.
Кроме того, на рабочем месте вы должны иметь аптечку, с первыми необходимыми медикаментами. Зачем? А зачем вы держите подобный набор медикаментов дома? Ведь дома намного безопаснее, чем в гараже. Это нужно сделать просто на всякий случай.
Будьте осторожны с огнем и топливом
Если вы проводите ремонтные работы с топливной системой, то будьте очень осторожны. Помните что топливо легковоспламеняющееся вещество, которое может загореться даже от мелкой искры.
Если вы проводите работы рядом с баком и что-либо хотите выбить с помощью металлического инструмента, то помните, что сталь может легко создать искру, которая может попасть в бак. Сами понимаете, что искра и топливо приведут к возгоранию.
Если вы проводите работы с газовой горелкой или автогеном, то держите источник огня подальше от бензина, моторного масла, тормозной жидкости и тем более от трансмиссионной жидкости. Не все эти жидкости взрывоопасны, но все они могут легко загореться.
И ради бога не курите рядом с автомобилем.
Будьте осторожны с некоторыми проводами в машине
Если вы работаете с гибридным или полностью электрическим автомобилем, то будьте предельно осторожны с оранжевыми трубопроводами и соединительных линий высокого напряжения. Держитесь подальше от них, поскольку сила тока в них может легко вас убить.
Также будьте осторожны с желтыми трубопроводами, которые питают электричеством подушки безопасности в автомобиле. Вы же не хотите, чтобы в салоне машины случайно отключить подушки.
Используйте респиратор и хорошо проветривайте помещение гаража
Никогда не распыляйте различные жидкости и специальные средства внутри закрытого гаража.
Помните что пары химических веществ, как правило, поднимаются от низа к верху. Эти пары могут стать причиной вашего отравления. Даже если вы хотите обработать ржавую гайку средством WD-40, советуем вам делать этого только в хорошо проектируемом помещении.
Если вы планируйте работать с автомобильными красками, растворителями и т.п., а также проводить работы по металлу, то всегда используйте респиратор, который защитит вашу дыхательную систему от попадания агрессивных веществ.
Оставьте некоторые работы экспертам и специалистам
Есть некоторые вещи, которые вы не должны сами делать во время ремонта автомобиля, если вы что-то не знаете или в чем неуверенны. Или вам не хватает оборудования для самостоятельного ремонта. Не переживайте, если что-то вы не можете сделать самостоятельно.
Хорошим примером являются работы с высоковольтными проводами в гибридных автомобилях или работы с системой подушек безопасности. Также многие дизельные автомобили имеют топливную систему, которая находится под очень высоким давлением. В случае ее повреждения, вас может серьезно ранить.
Так что если вы недостаточно опытны, то для более опасных и сложных работ либо позвать на помощь профессионала, либо отогнать машину в специализированный технический центр.
Самый важный совет: понять, как все это работает
Самый лучший способ держать себя в безопасности во время ремонта и технического обслуживания автомобиля, это сначала понять, как ваш автомобиль работает.
То есть понять все основные процессы, которые происходят когда автомобиль заведен и движется по дороге.
Не пугайтесь, если вы пока не знаете полностью, как все работает в машине. Изучить основные знания по устройству автомобиля не простое занятие. Для этого нужно время. Но если вы будете изучать все последовательно и закреплять знания на практике, то вы в кратчайшие сроки поймете и выучите, как устроен автомобиль и как все работает.
Очень важно чтобы вы понимали как все в машине взаимосвязано. Вы должны знать, что произойдет, если вы, например не закрутите последний болт в подвеске. Или вы забудете подсоединить какой-нибудь провод. Зная устройство машины и все процессы во время работы двигателя, вы будете знать, к чему приведет та или иная ошибка. Это в будущем поможет вам быстро и легко диагностировать автомобиль и находить причину его неисправности.
Кроме того, понимание того, как работают и взаимодействуют все компоненты автомобиля друг с другом, поможет вам лучшим образом держаться во время ремонта транспортного средства подальше от неприятностей.
Этот список советов по безопасности ремонта автомобилей не является исчерпывающим. Дело в том, что фактически все советы в этой статье для тех мастеров и автолюбителей, которые используют в своей работе ручной инструмент.
Существует еще масса рекомендаций, правил и советов для автослесарных работ, связанных с использованием электроинструмента, сварочного аппарата, компрессора, и другого специального оборудования.
К работе на автомобилях и тракторах допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления трактором либо автомобилем и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Работать разрешается только на закреплённых за водителем автомобиле либо тракторе, временная работа на другом автомобиле либо тракторе допустима только при наличии соответствующего письменного разрешения. Передача другим лицам функций управления автомобилем либо трактором, которые не закреплены за ним запрещена. Запрещается непрерывная двухсменная работа на автомобиле либо тракторе, а также работа в состоянии опьянения.
Пожарной безопасности следует уделять повышенное внимание. На автомобилях, самоходных шасси и тракторах должны размещаться приспособления для регулировки интенсивности охлаждения двигателя в автоматическом режиме либо регулировки с рабочего места водителя. С целью защиты от засорения технологическими отходами (полова, солома и прочее) воздухозаборника, сердцевины радиатора, а также межрёберного пространства цилиндров ДВС воздушного охлаждения должны иметься быстросъёмные сетки либо прочие устройства.
На уборочных работах двигатели тракторов, а также стационарных и самоходных машин должны быть оборудованы искроулавливателями либо искрогасителями, глушителями шума. Конструкция искроулавливателя и искрогасителя должна позволять выполнять очистку их от нагара.
Запрещается направлять выпускные трубы ДВС на легковоспламеняемую растительную массу и механизмы машин, которые предназначаются для сбора технологических продуктов.
Автомобили, самоходные шасси и тракторы комплектуются требуемыми первичными средствами пожаротушения (огнетушители, лопаты и прочее).
Недопустимо наличие подтекания масла и топлива, пропуска отработавших газов в местах соединения выпускного коллектора с выпускной трубой и ДВС.
1) – использование открытого огня (факелы, спички и прочее) в процессе заправки машин топливом, а также замере его уровня;
2) – подогрев двигателя и масла открытым огнём;
3) – использование заправочного инвентаря, не обеспечивающего закрытую заправку;
4) – оснащение автомобилей и тракторов дополнительными ёмкостями с топливо-смазочными материалами;
5) – открывание пробок посредством ударов металлическими предметами;
6) – разжигание костров вблизи агрегатов и машин;
7) – использование бензина для мойки рук и деталей;
– навешивание на огнетушители одежды либо укладывание на них посторонних предметов.
Требуется неукоснительное соблюдение основных правил обращения с этилированными бензинами (окрашены с соответствующий цвет). Перед проведением ТО либо ремонта автомобилей, которые сопряжены с демонтажом и разборкой приборов питания, требуется освободить от остатков топлива карбюратор, топливный бак и прочие элементы, а затем тщательно промыть их керосином. По завершении работ с этилированным бензином необходимо перед приёмом пищи вымыть руки керосином, а затем тёплой водой с мылом. Ремонт спецодежды следует выполнять только после её стирки.
С особой осторожностью следует использовать в роли антифриза (охлаждающая жидкость) смести этиленгликоля и воды, которая является сильнодействующим ядом.
Техника безопасности при техническом обслуживании автомобиля.
За последние 10-15 лет автомобили стали технически сложнее, это факт. К сожалению, новые транспортные средства стало тяжелее обслуживать и ремонтировать. Но это не означает, что в мире стало меньше людей, которые готовы самостоятельно проводить техническое обслуживание автомобилей и их ремонт. Также в нашей стране в связи с ростом автопарка стали появляться как грибы различные автосервисы, начиная от гаражных сервисов, и заканчивая крупными станциями техобслуживания.
Но, к сожалению, в нашей стране мало кто знает правила безопасности, которые должны соблюдаться при ремонте автомобиля. Спросите любого автослесаря, который недавно начал работать на автомастерской и он вам обязательно расскажет пару случаев о травмах полученных при обслуживании машины. Но каждый автослесарь и владелец автомобиля, который предпочитает ремонтировать свой автомобиль самостоятельно может избежать опасности, выполняя простые общие правила.
Мы предлагает вам уникальный сборник простых советов и правил, которые помогут вам соблюдать технику безопасности при ремонте транспортных средств.
Есть множество опасностей при техническом обслуживании автомобилей, которые могут показаться пугающими на первый взгляд. Неважно кто вы автомастер, работающий на автосервисе или владелец автомобиля, который предпочитает проводить техническое обслуживание и ремонт своей машины самостоятельно, но вы должны всегда перед работами с транспортным средством заранее знать, что вы хотите сделать при работе с автомобилем в первую очередь, выяснить, как именно вы хотите достичь вашей цели при ремонте и знать, какие инструменты использовать или приобрести при необходимости, не тратя слишком много денег.
Конечно на фоне все этого вопросы безопасности при ремонте машины все только усложняют. Но соблюдать технику безопасности нужно обязательно, если вы не хотите, чтобы техническое обслуживание машины стало для вас опасным. Но соблюдая наши советы, которые мы собрали для вас, вы сможете сделать процесс ремонта автомобилей таким же безопасным как любое хобби.
Какие детали автомобиля наиболее опасны?
Прежде чем мы перейдем к фактическим советам по технике безопасности, давайте поговорим о некоторых опасных частях вашего автомобиля — о вещах, на которые следует ориентироваться во время ремонта.
Наиболее явная опасность при работе с машиной связана непосредственно с поднятием ее тяжелых компонентов.
Во-первых, при поднятии всего автомобиля существует риск его падения. Не удивительно, что когда вы находитесь под машиной во время ремонта, то нужно быть осторожным. Ведь в поднятом состоянии любой автомобиль действительно опасен.
Также вы должны знать, что большинство автомобилей (особенно старых) изготовлены из стальных деталей, которые могут быть гораздо тяжелее, чем они выглядят. Поэтому откручивая под машиной какие-либо детали, вы должны быть предельно осторожным, так как при падении стальной запчасти вы можете получить тяжелую травму.
Также есть опасные детали, которые движутся. Например, вентилятор под капотом, который вращается вместе с двигателем. Как вы понимаете его лопасти представляют собой опасный режущий инструмент. Не стоит забывать и о цепи ГРМ, которая может зацепить рукав вашей рубашки и превратить вашу руку в фарш.
Кроме того, есть энергоаккумулирующие детали, такие как пружины (пружины подвески) и емкости работающих под давлением (шланги, трубки и т.п.), которые могут представлять опасность.
В том числе не стоит забывать, что в любом автомобиле есть множество острых металлических частей, об которые можно пораниться. А это не шутка. Ведь таким образом можно занести в кровь инфекцию (например, столбняк). Дело в том, что многие детали автомобиля в процессе эксплуатацию подвергаются агрессивному воздействию внешней среды (ржавчина, дорожные реагенты, грязь, песок и т.п.) и соответственно не стерильны.
Не стоит забывать и о жидкостях, которые возможно представляют еще большую опасность, чем большие металлические детали. Например, доказано, что отработанное масло это сильнейший канцероген и его следует держать подальше от вашей кожи. Этиленгликоль (антифриз) и тормозная жидкость, это также опасные яды, которые могут вызвать почечную недостаточность, если эти жидкости попадут в желудок. Не стоит забывать и омывающей жидкости лобового стекла (незамерзайка). Особенно если учесть что 80 процентов незамерзающей жидкости в нашей стране производятся в нарушение всех правил, так как недобросовестные производители используют метанол (запрещен), который может вызвать серьезные проблемы со здоровьем даже при попадании паров в дыхательные пути водителя и пассажиров (начиная от нервных заболеваний и заканчивая диабетом).
Не стоит забывать и об окиси углерода, который содержится в выхлопных газах вашего двигателя, а также о бензине (легковоспламеняющаяся жидкость) и о хладагенте кондиционера, который при утечке может вызвать повреждение легких и мозга.
Плюс надо помнить о серной кислоте в аккумуляторе вашей машины, которая не должна ни при каких обстоятельствах попасть на вашу кожу и глаза. Иначе вы рискуете получить опасный ожег.
Да, узнав о том, что любой автомобиль может вас раздавить, обрезать, отравить, сжечь, задушить, обездвижеть и т.д., многие новички (особенно которые только начали учиться на автослесарей) будут в шоке.
Но это еще не все. Вы знаете, что автомобиль может ударить вас током. Да, конечно из-за высокого сопротивления вашего тела, прикасаясь даже влажными руками к металлическим деталям, вас не ударит током. Но это не означает что 12-вольтовая батарея не опасна.
Помните, что любой автомобиль является опасным источником напряжения.
Как обеспечить безопасность
Итак, прочитав все это, вы неверное думаете, что вам нужно носить шлем и быть в бронированной защите, чтобы при ремонте ваш автомобиль не повредил вас. Но на самом деле оставаться в безопасности при ремонте машины довольно просто.
Теперь вы знаете, на какие вещи нужно обратить внимание. Вот некоторые советы и рекомендации, которые помогут вам держать себя в безопасности во время проведения ремонтных работ с автомобилем. Имейте в виду, что это не исчерпывающий список, а лишь малая часть главных рекомендаций, которые помогут вам оставаться в безопасности при техническом обслуживании транспортного средства. Особенно наши советы помогут тем, кто только начинают свой опыт по ремонту автомобилей.
Надевайте перчатки с длинными рукавами (но не одевайте свободную свисающую одежду)
Самый простой способ защитить себя от попадания на кожу масла, охлаждающей жидкости и топлива, это надеть перчатки. Для этого подходят одноразовые латексные перчатки. Но такие перчатки подходят только для замены жидкостей, но защитят вас от порезов и ушибов. Вот почему нужно использовать нейлоновые или кожаные перчатки; они конечно не полностью водонепроницаемые, но они легко защищают руки от автомобильных жидкостей, но и защищают руки от травм.
Нужно использовать специальный комбинезон, который задержит жидкость от попадания на кожу, но и защищает все тело и сохраняет одежду в чистоте.
Обращаем внимание, что при ремонте машины носить свободную одежду крайне рискованно, поскольку она может зацепиться о детали автомобиля (например, об звено цепи ГРМ и о другую движущееся часть машины). Поэтому старайтесь одевать одежду, которая не будет свисать с вам.
Всегда используйте Джек-стенды
Ваш кузов машины наверняка оснащен специальным гнездом для домкрата, которое необходимо, чтобы автомобиль надежно держался на подъемном механизме. Но ежедневно во всем мире происходит немало несчастных случаев когда автомобиль соскакивает с домкрата и повреждает мастера. Более надежно для удержания машины на весу использовать компактные Джек-стенды. Правда, прежде чем устанавливать подобные устройства вы должны убедиться, что они способны выдерживать вес машины.
Также для дополнительной уверенности, что автомобиль не упадет, вы можете вместе с джек-стендами использовать домкрат в качестве вторичной меры безопасности. Он будет дополнительной гарантией, что ваша машина не опрокинется на вас.
Дайте машине остыть перед ремонтом или обслуживанием
Одна из самых распространенных классических ошибок безопасности неопытных или совсем юных мастеров, это например, откручивание крышки радиатора на горячий двигатель. Помните что это очень опасно. Выключив двигатель, вы должны сначала избавиться от основного источника тепла, дождавшись пока остынет мотор. Помните что пока двигатель горячий охлаждающая жидкость также остается горячей и еще длительное время может представлять для вас опасность.
Дело в том, что система охлаждения двигателя пока он горячий все еще находится под высоким давлением до тех пор, пока силовой агрегат полностью не остынет. Если вы откроете крышку радиатора или расширительного бачка, то антифриз может выстрелить под давлением, что причинит вам вред. Горячая охлаждающая жидкость может вызвать сильнейший ожог.
Также не забывайте о том, что при горячем двигателе нельзя проводить работы под капотом и под машиной, так как помимо двигателя сильно нагреваются многие компоненты машины, начиная от каталитического нейтрализатора и заканчивая коробкой передач.
Поэтому даже если вам не терпится поскорее начать ремонт машины, лучше потерпеть и выждать пока ваш автомобиль не остынет и не станет температурой как ваш гаечный ключ.
Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора при работе под капотом
Мы уже предупреждали вас о том, что автомобиль является опасным источником высокого напряжения. Поэтому во избежании замыкания, разряда и т.п. перед началом работ под капотом обязательно отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора (минусовой провод).
Это позволит вам не опасаться, что вы получите разряд током, который например, взаимодействуя с вашим обручальным кольцом или печаткой может вызвать ожог пальцев.
Если вам нужна помощь, то проконсультируйтесь с опытными мастерами
Если вы собираетесь откручивать тяжелые детали, то должны представлять, сколько они весят. Если вы не знаете, сколько весит деталь, то найдите подобную информацию на форумах в сети. Иначе вы можете недооценить вес детали, которая, если упадет, может причинить вам тяжёлую травму. Например, не редко когда стартер снимается, только если мастер залезет под машину. Вы должны знать, что в большинстве случаев он немало весит. Поэтому, залезая под машину, вы должны быть готовым, что стартер может неожиданно упасть. Поэтому ваша голова должна быть в стороне. На многих форумах предупреждают об этом. Также используйте Интернет, чтобы не допустить многих других ошибок. Используйте знания других людей. Но лучше всего при демонтаже или установки тяжелой детали использовать помощника. Это основное правило безопасности при ремонте машины. Никогда не отказывайтесь от помощи, если она крайне необходима. Не стесняйтесь просить помочь, поскольку от этого зависит ваша безопасность.
Надевайте защитные очки
Если вы работаете под машиной, всегда носите защиту для глаз. Не имеет значения какой автомобиль вы ремонтируете (старый или новый). Даже если под автомобилем отсутствует ржавчина, грязь и копоть, то при демонтаже какой-нибудь детали то грязь или частицы металла могут попасть прямо вам в глаза.
Также нельзя работать без очков, если вы используете электроинструмент, особенно который режет и шлифует металл, который в таком случае будет разлетаться везде. Помните, что попадание даже мелких частиц в глаза может причинить непоправимый вред.
Также в любом случае при работе под машиной вы будете часто использовать различные химические очистители, которые могут попасть в глаза и причинить боль. Да, конечно можно после этого сразу промыть глаза. Но одев очки, вы избежите подобных проблем.
Используйте длинные специальные ключи
Перчатки являются отличным способом, чтобы сохранить ваши руки от травм. Но лучше всего используйте длинные ключи-рычаги, которые позволяют, не напрягаясь, откручивать любые соединения без риска получить травму.
Как вы знаете, для того чтобы открутить любой болт, необходим достаточный крутящий момент и сила. Чем короче ваш инструмент, тем больше усилий необходимо приложить, чтобы открутить болт. Но если ваш инструмент будет длинным, то вы затратите куда меньше усилий и без проблем открутите любые крепежные элементы.
Наведите порядок в гараже
Помните что захламленный гараж это главный рецепт катастрофы. Ведь в самый неподходящий момент под рукой может не оказаться нужного инструмента. Или, например, при съеме головки блока, которая весит немало, вы можете нечаянно поскользнуться, на оставленным, на полу ключе.
Вы должны держать ваши инструменты в доступном месте. Все инструменты должны быть сгруппированы друг с другом. Во время работы не кладите инструмент на крышу или не оставляйте его под капотом. Иначе, если вы забудете про инструмент при работе под машиной, один из ключей может упасть вам на голову.
Используйте упоры для колес
Вы всегда должны быть уверены в том, что ваш автомобиль во время ремонта не скатится с места. Если вы думаете что если машина стоит на стояночном тормозе (ручнике), то автомобиль не может сдвинуться с места. Но если машина имеет задний привод, то единственное что ее удерживает это задние колеса. И если вы поднимите домкратом задние колеса, то машина легко может скатиться с места. Особенно если вы проводите ремонтные работы не на ровной поверхности.
Чтобы предотвратить скатывания автомобиля, используйте упоры (можно использовать обычные деревянные бруски) для передних колес. [1]
Возьмите себе за правило всегда при проведении технических работ подкладывать под колеса упоры.
Комплектуйте ваш гараж аварийным оборудованием
Если вы только учитесь ремонту автомобилей вы должны знать, что ваше место работы должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (песок, огнетушитель и т.п.). Дело в том, что место ремонта автомобилей не самое безопасное от пожаров. Время от времени в нашей стране сгорают полностью автосервисы, которые пренебрегали мерами противопожарной безопасности.
Так что даже если вы автолюбитель, который учиться автослесарной науке только для своих личных целей, то в любом случае оборудуйте свой гараж всем первым необходимым для подавления пожара.
Также советуем вам купить прибор замеряющий уровень угарного газа в помещении. Помните, что во время ремонтных работ вы часто будете вынуждены заводить мотор в гараже, что вызовет накопление угарного газа в помещении. Помните, что даже если вы выведите из гаража на улицу специальную трубу, отводящую газы из выхлопной системы, всегда может случиться утечка. А это очень опасно. Поэтому лучше приобретите сигнализатор уровня угарных газов.
Кроме того, на рабочем месте вы должны иметь аптечку, с первыми необходимыми медикаментами. Зачем? А зачем вы держите подобный набор медикаментов дома? Ведь дома намного безопаснее, чем в гараже. Это нужно сделать просто на всякий случай.
Будьте осторожны с огнем и топливом
Если вы проводите ремонтные работы с топливной системой, то будьте очень осторожны. Помните что топливо легковоспламеняющееся вещество, которое может загореться даже от мелкой искры.
Если вы проводите работы рядом с баком и что-либо хотите выбить с помощью металлического инструмента, то помните, что сталь может легко создать искру, которая может попасть в бак. Сами понимаете, что искра и топливо приведут к возгоранию.
Если вы проводите работы с газовой горелкой или автогеном, то держите источник огня подальше от бензина, моторного масла, тормозной жидкости и тем более от трансмиссионной жидкости. Не все эти жидкости взрывоопасны, но все они могут легко загореться.
И ради бога не курите рядом с автомобилем.
Будьте осторожны с некоторыми проводами в машине
Если вы работаете с гибридным или полностью электрическим автомобилем, то будьте предельно осторожны с оранжевыми трубопроводами и соединительных линий высокого напряжения. Держитесь подальше от них, поскольку сила тока в них может легко вас убить.
Также будьте осторожны с желтыми трубопроводами, которые питают электричеством подушки безопасности в автомобиле. Вы же не хотите, чтобы в салоне машины случайно отключить подушки.
Используйте респиратор и хорошо проветривайте помещение гаража
Никогда не распыляйте различные жидкости и специальные средства внутри закрытого гаража.
Помните что пары химических веществ, как правило, поднимаются от низа к верху. Эти пары могут стать причиной вашего отравления. Даже если вы хотите обработать ржавую гайку средством WD-40, советуем вам делать этого только в хорошо проектируемом помещении.
Если вы планируйте работать с автомобильными красками, растворителями и т.п., а также проводить работы по металлу, то всегда используйте респиратор, который защитит вашу дыхательную систему от попадания агрессивных веществ.
Оставьте некоторые работы экспертам и специалистам
Есть некоторые вещи, которые вы не должны сами делать во время ремонта автомобиля, если вы что-то не знаете или в чем неуверенны. Или вам не хватает оборудования для самостоятельного ремонта. Не переживайте, если что-то вы не можете сделать самостоятельно.
Хорошим примером являются работы с высоковольтными проводами в гибридных автомобилях или работы с системой подушек безопасности. Также многие дизельные автомобили имеют топливную систему, которая находится под очень высоким давлением. В случае ее повреждения, вас может серьезно ранить.
Так что если вы недостаточно опытны, то для более опасных и сложных работ либо позвать на помощь профессионала, либо отогнать машину в специализированный технический центр.
Самый важный совет: понять, как все это работает
Самый лучший способ держать себя в безопасности во время ремонта и технического обслуживания автомобиля, это сначала понять, как ваш автомобиль работает.
То есть понять все основные процессы, которые происходят когда автомобиль заведен и движется по дороге.
Не пугайтесь, если вы пока не знаете полностью, как все работает в машине. Изучить основные знания по устройству автомобиля не простое занятие. Для этого нужно время. Но если вы будете изучать все последовательно и закреплять знания на практике, то вы в кратчайшие сроки поймете и выучите, как устроен автомобиль и как все работает.
Очень важно чтобы вы понимали как все в машине взаимосвязано. Вы должны знать, что произойдет, если вы, например не закрутите последний болт в подвеске. Или вы забудете подсоединить какой-нибудь провод. Зная устройство машины и все процессы во время работы двигателя, вы будете знать, к чему приведет та или иная ошибка. Это в будущем поможет вам быстро и легко диагностировать автомобиль и находить причину его неисправности.
Кроме того, понимание того, как работают и взаимодействуют все компоненты автомобиля друг с другом, поможет вам лучшим образом держаться во время ремонта транспортного средства подальше от неприятностей.
Этот список советов по безопасности ремонта автомобилей не является исчерпывающим. Дело в том, что фактически все советы в этой статье для тех мастеров и автолюбителей, которые используют в своей работе ручной инструмент.
Существует еще масса рекомендаций, правил и советов для автослесарных работ, связанных с использованием электроинструмента, сварочного аппарата, компрессора, и другого специального оборудования.
Требования ПБ к автосервису: на что обратить внимание, когда горят колеса
Автосервис — место повышенной пожарной опасности. Бензин, промасленная ветошь, резиновые покрышки. Все это — не только привычная обстановка любой мастерской, но и возможная причина быстрого возгорания.
Как избежать ЧП и примерно соблюдать все правила пожарной безопасности в автосервисе? Об этом рассказывают сотрудники «ПожСистемСтрой».
Регламентирующие документы
Прежде чем начать подготовку списка документов, следует уточнить, что универсальных регламентов не существует. Так, если вы раздобыли стандартную инструкцию по пожарной безопасности без указания характеристик объекта и особенностей производства, инспектор признает ее недействительной и будет совершенно прав: согласно новым нормативам противопожарного режима РФ от 2021 года документ должен составляться с учетом особенностей конкретного здания и профиля работы.
Деятельность автомастерской регламентируют следующие бумаги:
- ВСН 01–89 — о строительных нормах;
- СП 7.13130.2009 — отопление, вентиляция, кондиционирование;
- ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года — требования пожарной безопасности;
- ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994 — основы обеспечения ПБ;
- СП 5.13130.2009 — о системах защиты от огня;
- ПП N 390 от 25.04.12 — о противопожарном режиме;
- НПБ 88–2001 — об установках тушения;
- Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г. и НПБ по обучению мерам пожарной безопасности.
Какие документы должны быть у владельца автосервиса:
-
- Приказ о назначении ответственного за ПБ.
- Приказ о проведении инструктажей и проверок.
- Инструкции о мерах ПБ:
- в покрасочном отделении
- на автомойке
- в шиномонтажной мастерской
- а также отдельный регламент по действию работников в случае ЧС
- График инструктажей (вводного, первичного, на рабочем месте, повторного) и журнал их проведения с подписями всех сотрудников.
- Таблички на всей территории автосервиса: «категория помещений», «расстояние до водоисточника», «курение и открытый огонь запрещены», «место хранения ключей».
- Журнал использования противопожарных систем с комплектом документации для каждого прибора.
Как видите, пакет бумаг довольно объемный. Помимо перечисленного, на видном месте мастерской должен размещаться план эвакуации — одна из главных позиций, на которую смотрит любая проверка.
Класс пожарной опасности
Степень пожарной безопасности в автосервисе определяется классом. Он присваивается в зависимости от назначения строения и по ряду других критериев. Так, выделяют несколько классов:
- Помещения, в которых люди находятся временно — гостиницы, общежития или хостелы.
- Здания, предназначенные для мероприятий, например, театры, арены, концертные залы.
- Обслуживающие сооружения — вокзалы, банки.
- Дома с массовым скоплением детей, подростков и молодых людей — сады, школы, университеты, научно-исследовательские институты.
- Склады и различные производства.
Каждый класс содержит в себе подклассы. Например, 5 класс делится на:
- Ф 5.1 – сооружения с размещенными внутри производствами и лабораториями;
- Ф 5.2 – здания складского типа, автостоянки и архивы;
- Ф 5.3 – сельскохозяйственные организации.
Автосервис имеет маркировку Ф5.2. Кроме класса, каждому помещению присваивается категория взрывоопасности (самая высокая А, наиболее безопасная Д). На этот показатель влияют следующие параметры:
- размер строения;
- высота потолков и этажность;
- температуры внутри здания;
- отделочные материалы для пола и стен;
- наличие вентиляции и противопожарной системы.
Независимо от присвоенного класса и категории, в помещении автосервиса необходимо соблюдать некоторые правила:
- вовремя вывозить мусор, не накапливать его в проходах;
- всю промасленную ветошь хранить в отдельном металлическом ящике;
- сварочные работы проводить в строго отведенном месте;
- по графику проверять освещение и электропроводку.
Само собой, всегда должны быть доступны огнетушители и свободно открываться эвакуационный выход.
Основные требования пожарной безопасности
Ответственность за безопасность помещения возлагается на руководителя. Вот что он должен обеспечить на территории автосервиса:
- оборудовать место для курения;
- установить порядок уборки и хранения промасленной ветоши и рабочей одежды;
- определить порядок выключения всех приборов и обесточивание помещения в конце рабочего дня;
- регламентировать проверки и закрытия помещений, действия персонала при пожаре, проведение огнеопасных работ;
- установить сроки и порядок прохождения противопожарного инструктажа, назначить ответственных сотрудников.
Помимо этого, существуют требования к помещению, электроприборам, вентиляции, пожарной сигнализации и плану эвакуации.
Требования к помещению
Необходимая площадь рассчитывается исходя из видов работ, их объема и размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО. За минимум принято считать 5 кв. метров на одного работника без учета техники.
В автосервисе обязательно должны быть санузел, душ и раздевалка со шкафчиками, где сотрудники могут переодеть комбинезоны и оставить свою одежду.
Что касается отделки помещения, то материалы должны быть устойчивы к действию бензина, масел и воды. Окрашивание стен масляными красками допустимо не менее, чем на высоте ⅔ от пола, а пол должен быть облицован плиткой.
В помещении необходимы центральное отопление, канализация, холодная и горячая вода, искусственное и естественное освещение, вентиляция.
Требования к освещению и проводке
Требования к вентиляции
Швы и стыки обрабатываются герметиком, элементы вентиляции находятся в защитном коробе, который должен быть доступен для проведения осмотра и ремонта.
Подробнее о требованиях пожарной безопасности к вентиляции читайте в отдельной статье.
Требования к пожарной сигнализации и другим АПС
Стандартный набор оборудования ПБ для мастерской:
- извещатели дымовые, тепловые или ручные, датчики пламени;
- оповещатели световые (светодиодные указатели), голосовые;
- панель контроля, принимающая сигнал ЧС и передающая его пожарной службе.
Все оборудование монтируется только работниками МЧС или сторонними организациями, имеющими соответствующую лицензию, например, «ПожСистемСтрой».
Чтобы убедиться, что ваш автосервис безопасен и инспектор не выпишет крупный штраф, закажите пожарный аудит! Наш сотрудник проверит все, на что может посмотреть официальная комиссия, и подготовит подробный отчет с рекомендациями по исправлению.
Добровольный аудит не только экономит на возможных штрафах, но и освобождает от плановых проверок МЧС на 3 года.
Источник https://fireman.club/conspects/zanyatie-trebovaniya-pravil-po-oxrane-truda-pri-provedenii-texnicheskogo-obsluzhivaniya-pozharnoj-i-avarijno-spasatelnoj-texniki/
Источник https://kuzzov.ru/pozharnaya-bezopasnost-pri-remonte-avtomobilya/
Источник https://pozhsystems.ru/pozharnaya-bezopasnost-v-avtoservise/