Изменения автомобильного законодательства в 2022 году
Каждый год в новогодние праздники на ПДД Мастер публикуется итоговая статья, в которой собраны все изменения автомобильного законодательства за предшествующий год. Не будем изменять этой традиции и еще раз вспомним о нововведениях 2022 года.
Если в течение года Вы внимательно следили за обновлениями законодательства, то Вы вряд ли сегодня узнаете что-то новое. А вот если Вы что-то пропустили, то самое время восполнить пробел в знаниях.
Правила дорожного движения
В 2022 году правила дорожного движения изменились всего один раз, а изменения затронули лишь небольшую группу водителей, занимающихся коммерческими перевозками.
Однако, уже сейчас известно о следующем обновлении правил дорожного движения, которое станет самым крупным за последние 10 лет. Обновленная редакция содержит более сотни изменений, которые рассматриваются в большой серии статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года».
На момент публикации данной итоговой статьи серия содержит уже 24 части и еще не завершена. Скорее всего, в нее войдут еще 2 или 3 статьи, которые будут опубликованы в ближайшие недели. Ну а пока что Вы можете изучить следующие нововведения:
1 марта 2023 года | Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Где должны ездить средства индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Правила движения средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Дорожные знаки для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Запрет на парковку велосипедов на тротуарах с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Приоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Новые правила для автомобилей инвалидов с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Новые правила дорожного движения для автобусов с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Новые сигналы светофора с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Особенности проверки документов водителя с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Новая нумерация дорожных знаков с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Изменения запрещающих дорожных знаков с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Новое время перестановки на парковке с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Оформление временных дорожных знаков с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Синяя дорожная разметка с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Новая разметка для пешеходных переходов, велополос и остановок с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Новые правила не перекрестках с круговым движением с 1 марта 2023 года. |
1 марта 2023 года | Запрет остановки на направляющих островках с 1 марта 2023 года |
1 марта 2023 года | Новые знаки при перевозке опасных грузов с 1 марта 2023 года |
1 марта 2023 года | Новые правила на дорогах с разделительной полосой с 1 марта 2023 года |
Также рекомендую ознакомиться и с обновленным текстом правил дорожного движения:
Штрафы ГИБДД
10 января | Уголовное наказание за превышение скорости и выезд на встречную полосу с 10 января 2022 года. |
1 марта | Штраф за отсутствие техосмотра с 1 марта 2022 года. |
11 июня | Изменение порога штрафов для тяжеловесных ТС с 11 июня 2022 года. |
14 июля | Штраф за выброс мусора из машины с 14 июля 2022 года. |
25 июля | Скидка 50 процентов на штрафы, наложенные в ходе государственного или муниципального контроля, с 25 июля 2022 года. |
25 июля | Увеличение срока отсрочки уплаты штрафов ГИБДД с 25 июля 2022 года. |
25 июля | Новые штрафы для водителей, лишенных прав, с 25 июля 2022 года. |
25 июля | Конфискация автомобилей у нарушителей ПДД с 25 июля 2022 года. |
Среди новых штрафов ГИБДД можно отметить следующее:
- введены уголовные наказания за повторные нарушения некоторых правил (превышение скорости, выезд на встречную, управление автомобилем во время лишения);
- введен новый вид наказания в виде конфискации автомобиля;
- введены штрафы за выброс мусора из автомобилей.
В дополнение рекомендую ознакомиться с обновленной таблицей штрафов ГИБДД:
Водительское удостоверение
1 января | Отмена госпошлин для военных водителей с 1 января 2022 года. |
12 апреля | Продление водительского удостоверения с 12 апреля 2022 года. |
27 июня | Замена прав Украины, ЛНР и ДНР без сдачи экзаменов с 27 июня 2022 года. |
14 июля | Замена прав Украины, ЛНР и ДНР без уплаты госпошлины с 14 июля 2022 года. |
1 сентября | Новые правила выдачи удостоверений тракториста с 1 сентября 2022 года. |
1 сентября | Экзамены для получения удостоверений тракториста-машиниста с 1 сентября 2022 года. |
1 сентября | Новые сроки оформления удостоверений тракториста-машиниста с 1 сентября 2022 года. |
Самое важное изменение, связанное с водительскими удостоверениями, состоит в том, что все водительские удостоверения, срок действия которых истекает в 2022 и 2023 году, автоматически продлены на 3 года.
Медицинская справка для ГИБДД
1 марта | Обязательная сдача анализов для получения медсправки для ГИБДД с 1 марта 2022 года. |
1 марта | Новые медицинские справки для ГИБДД с 1 марта 2022 года. |
3 июля | Какая медицинская справка нужна водителю трактора или самоходной машины? |
Что касается медицинских справок для получения водительского удостоверения, то для них в 2022 году введены новые бланки (как для справки водителя, так и для справки тракториста-машиниста). Если справка требуется для возврата водительского удостоверения после лишения, то в дополнение к основным обследованиям водитель должен сдать анализы мочи и крови.
Технический осмотр
1 марта | Новые требования к фотографиям на техосмотре c 1 марта 2022 года. |
12 апреля | Продление диагностических карт технического осмотра с 12 апреля 2022 года. |
1 сентября | Новые диагностические карты для автобусов с 1 сентября 2022 года. |
1 сентября | Новые требования на техосмотре с 1 сентября 2022 года. |
Страхование ОСАГО
9 января | Увеличение стоимости ОСАГО с 9 января 2022 года. |
1 апреля | Введение классов водителей при расчете стоимости ОСАГО с 1 апреля 2022 года. |
12 апреля | Отмена регрессного требования при отсутствии техосмотра с 12 апреля 2022 года. |
13 сентября | Изменение стоимости страховки ОСАГО с 13 сентября 2022 года. |
1 октября | Обновление правил ОСАГО с 1 октября 2022 года. |
Самым важным изменением законодательства об ОСАГО оказалось, к сожалению, изменение стоимости страховых полисов. Причем случилось это трижды в течение года (9 января, 1 апреля и 13 сентября), и для большинства водителей страховка подорожала.
Автошкола и сдача экзаменов в ГИБДД
1 марта | Невозможность получения лицензии автошколы через МФЦ с 1 марта 2022 года. |
1 марта | Отмена сдачи экзаменов в автошколах с 1 марта 2022 года. |
1 сентября | Новые программы переподготовки водителей с 1 сентября 2022 года. |
Регистрация автомобиля в ГИБДД
1 марта | Замена основного компонента самоходной машины без свидетельства о соответствии требованиям безопасности с 1 марта 2022 года. |
3 мая | Обновление правил регистрации автомобилей в ГИБДД с 3 мая 2022 года. |
1 августа | Новые коды регионов на автомобильных номерах с 1 августа 2022 года. |
Коммерческий транспорт
1 января | Особенности оформления документов на перевозимый груз в электронном виде с 1 января 2022 года. |
1 января | Перенос тахографов для городских автобусов на 1 января 2022 года. |
1 марта | Особенности лицензирования автобусных перевозок с 1 марта 2022 года. |
1 марта | Отмена госпошлин при внесении изменений в лицензию на автобусные перевозки с 1 марта 2022 года. |
1 марта | Новая транспортная накладная с 1 марта 2022 года. |
1 марта | Новый заказ-наряд с 1 марта 2022 года. |
1 марта | Новая сопроводительная ведомость с 1 марта 2022 года. |
1 марта | Самостоятельное изменение информации в реестре лицензий с 1 марта 2022 года. |
15 апреля | Увеличение лимитов для тяжеловесных ТС с 15 апреля 2022 года. |
1 сентября | Новый перечень ТС, не требующих установки тахографа, с 1 сентября 2022 года. |
1 сентября | Режим труда и отдыха для водителей-предпринимателей с 1 сентября 2022 года. |
Изменения законодательства для коммерческого транспорта затронули как пассажирские перевозки (изменились правила лицензирования перевозок), так и грузоперевозки (введены новые документы на перевозимый груз).
Законодательство для инвалидов
1 января | Отмена возможности добавления в реестр ТС инвалидов через ФГИС с 1 января 2022 года. |
1 января | Новый порядок получения компенсаций за ОСАГО для инвалидов с 1 января 2022 года. |
14 января | Как инвалиду получить компенсацию стоимости ОСАГО в 2023 году? |
Движение транспорта в Москве
1 января | Перенос ЕРНИС для грузовиков в Москве на 1 января 2022 года. |
15 марта | Новые сроки при оформлении пропусков для грузовиков в Москве с 15 марта 2022 года. |
Разное
8 января | Новые условия льготного автокредитования в 2022 году. |
1 марта | Особенности оплаты проезда по платным автодорогам с 1 марта 2022 года. |
26 марта | Отмена повышенного налога на автомобили до 10 млн. рублей с 26 марта 2022 года. |
1 сентября | Новые правила проезда по платным автодорогам с 1 сентября 2022 года. |
Изменения автозаконодательства в 2023 году
Кроме рассмотренных выше изменений законодательства, на момент публикации данной статьи уже известно о нескольких нововведениях, ожидающих водителей в 2023 году. Часть из них уже рассмотрена на страницах pddmaster.ru:
1 января 2023 года | Передача штрафов для крупногабаритных и тяжеловесных ТС в Ространснадзор с 1 января 2023 года. |
1 января 2023 года | Отмена бумажных разрешений для тяжеловесных и крупногабаритных ТС с 1 января 2023 года. |
1 января 2023 года | Получение лицензии автошколы без предоставления образовательных программ с 1 января 2023 года. |
1 января 2023 года | Как инвалиду получить компенсацию стоимости ОСАГО в 2023 году? |
1 января 2023 года | Новые госпошлины при изменении конструкции ТС с 1 января 2023 года. |
11 января 2023 года | Штраф за выброс мусора из машины. |
1 марта 2023 года | Справка об отсутствии судимости для водителей такси и автобусов с 1 марта 2023 года. |
Часть нововведений еще не рассмотрена и статьи с их обзорами появятся на ПДД Мастер в ближайшие недели.
Так что, если Вы не хотите пропустить информацию об изменениях автозаконодательства, то рекомендую подписаться на ежемесячную рассылку «Вестник автомобильного законодательства»:
Кроме того, подпишитесь на наш телеграм-канал, где также публикуются регулярные обзоры автозаконодательства:
А найти информацию обо всех нововведениях Вы всегда можете в разделе «Альманах» сайта pddmaster.ru:
Ну а в заключение хочу поздравить Вас с Новым Годом и пожелать, чтобы в этому году изменения законодательства были полезными и понятными, а их количество было не слишком большим!
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Новые штрафы и поводы лишиться прав. Все изменения для водителей — 2023
В 2022 году законодатели и страховщики разработали множество законопроектов и предложений, которые должны изменить жизнь автомобилистов. Многие из них «переехали» на 2023 год: разбираемся, к чему готовится
В 2023 году автомобилистов ждут очередные изменения в законодательстве. Разбираемся в самых ожидаемых планах и законопроектах.
Календарные дни вместо месяцев для привлечения к ответственности
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Уточнен срок привлечения к ответственности за нарушение ПДД
Этот же законопроект уточняет время начала отсчета срока привлечения к ответственности за ДТП. Дело в том, что в настоящий момент в его определении есть неточности, которые приводят к разным судебным решениям в отношении водителей, совершивших схожие нарушения.
Поводом для разбирательства стало решение Конституционного суда по делу автомобилистки Ольги Мельниковой. В декабре 2020 года она создала помеху для движения автобуса. Водитель успел затормозить, и столкновения не произошло. Однако несколько пассажиров в салоне автобуса упали, а один сломал руку. Это стало поводом для оформления ДТП с пострадавшим. Мельникова инцидент не заметила и проехала дальше, что было квалифицировано как оставление места ДТП. Суд назначил дату разбирательства и лишил автомобилистку прав на год. Только получилось так, что к административной ответственности ее привлекли спустя три месяца и один день. Мельникова такое решение оспорила, отметив, что судебный акт вынесли уже по истечении срока давности.
«Согласно оспоренной норме, день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения/обнаружения административного правонарушения. В то же время в силу ст. 4.8 «Исчисление сроков» КоАП течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП не установлен иной порядок исчисления сроков», — сказано в решении Конституционного суда.
В итоге КС потребовал, чтобы законодатели незамедлительно устранить эту неопределенность. Для этого в законопроекте четко прописали: «Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. А если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО хотят поднять
С предложением поднять штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО с 800 руб. до 5 тыс. руб. выступили в Российском союз автостраховщиков (РСА). Об этом ранее заявил заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. По его словам, штраф не должен быть ниже средней стоимости полиса ОСАГО.
Сейчас управление автомобилем без ОСАГО может обойтись водителю в 800 руб., оплатить санкцию можно со скидкой в течение десяти дней, тогда штраф составит 400 руб. Как указал представитель РСА, почти за 18 лет действия закона об ОСАГО размер штрафа не менялся.
Штраф за нарушение тишины готовятся поднять с 500 руб. до 5 тыс. и более руб.
В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта. Документ разработали в Мосгордуме, но именно с прицелом на его принятие на федеральном уровне.
Сейчас санкция за нарушение тишины составляет 500 руб., и авторы законопроекта уверены, что ее недостаточно. Как указали разработчики, недобросовестные водители нередко используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.
В связи с этим законопроектом предлагается прямо наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность за такие нарушения. Документ предполагает возможность регионам самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя: при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тыс. руб.
В Москве, к примеру, 5 тыс. руб. хотят сделать базовым тарифом, который будут умножать на разные коэффициенты, которые растут в зависимости от мощности мотора.
Амнистия по штрафам ГИБДД для мобилизованных
Проект постановления об освобождении от уплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения внесла на рассмотрение в Госдуму фракция ЛДПР. Согласно законопроекту амнистия коснется не всех административных штрафов, а только наиболее легких. К примеру, штрафы за нетрезвое вождение и отказ от медосвидетельствования отменять не планируется.
Инициатива в случае принятия документа затронет 318 тыс. человек, призванных в рамках частичной мобилизации. Пока документ до стадии рассмотрения не добрался.
В ГИБДД начнут получать данные о заболеваниях автомобилистов
Законопроект, согласно которому результаты медицинского осмотра водителей будут передаваться в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и МВД уже принят Госдумой в первом чтении.
Авторы документа должны доработать документ, после чего рассмотрение продолжится. Такие изменения нужны, чтобы в ГИБДД могли оперативно актуализировать данные о состоянии здоровья автомобилистов и приостанавливать действие прав, если окажется, что у водителя появились новые противопоказания к управлению автотранспортом.
Как объяснили в Госдуме, по действующему законодательству для водителей установлена обязанность по истечении десятилетнего срока действия водительского удостоверения проходить медицинское освидетельствование. Однако отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом и МВД по обмену информацией приводит к тому, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания, продолжают управлять транспортными средствами до окончания срока действия водительских удостоверений.
Документ должен упростить взаимодействие между ведомствами. И обнаруженные противопоказания к управлению транспортным средством станут основанием для признания ранее выданного водительского удостоверения недействительным.
Заработает новый порядок общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами
Новый порядок общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами, предусматривающий важные нюансы, которые раньше никак не регламентировались, находится в стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти и регистрации в Минюсте. Обновленный «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о БДД» в МВД разработали после анализа спорных вопросов, которые возникали при общении инспекторов с автомобилистами.
Как рассказали в МВД, порядок, в частности, точно регламентирует действия инспекторов ГИБДД, которые им приходится выполнять во время службы. У инспекторов будет точная инструкция, как действовать в разных ситуациях. В том числе:
- при надзоре за дорожным движением;
- остановке транспортного средства;
- остановке пешехода;
- идентификации транспортного средства;
- проверке документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС;
- проверке cоблюдения норм времени управления ТС и отдыха, режима труда и отдыха водителя ТС;
- выезде на место ДТП.
Документ разработали в 2022 году, но, скорее всего, согласование растянется до 2023 года.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Скоростной режим на трассах будут выравнивать
Ближе к 2023 году ожидается публикация еще одного важного документа для региональных властей от Минтранса — его на мероприятии Road Traffic Russia анонсировал замдиректора госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко. Так, ведомство готовит рекомендации по регулированию скоростного режима на дорогах, чтобы искоренить резкие перепады, например 110/60/110 км/ч.
О необходимости провести полную инспекцию дорог и избавиться от таких опасных мест, где водителям приходится неожиданно резко тормозить, уже несколько лет говорят в ГИБДД, эти рекомендации стали одним из первых шагов в этом направлении. После выхода документа планируется его обсуждение со всеми профильными госорганами.
Возможный возврат к штрафам за среднюю скорость
Возврат штрафов за среднюю скорость — еще один повод для дискуссий в 2023 году. Сейчас в ГИБДД не могут оформлять такие постановления из-за отсутствия в КоАП точной нормы. Однако, согласно данным Autonews.ru, норма относительно оформления постановлений за такое нарушение на основе данных с комплексов фиксации должна быть прописана в проекте нового КоАП — такое поручение МВД, Минюсту и Минтрансу еще в 2021 году дал вице-премьер Марат Хуснуллин. Однако последнюю официальную версию документа Минюст пока не публикует и держит в секрете. В доступном проекте норм относительно средней скорости нет.
Некоторое время назад в МВД России поддержали использование автоматических дорожных камер для фиксации превышения средней скорости на отдельных участках трасс. Об этом говорится в письме первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового, направленном в правительство России.
Новости 12 декабря 2022 Сотрудников ГИБДД научат общаться с агрессивными водителями
Новости 15 декабря 2022 Суд начал наказывать водителей, которые не сообщили ГИБДД новый адрес
О необходимости вернуться к практике фиксации превышения средней скорости на отдельных участках дорог недавно заявил экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов во время круглого конференции «Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности», которая состоялась в Казани во время форума «Дорога 2022».
Однако в ГИБДД это предложение не поддержали. Так, глава Госавтоинспекции России Михаил Черников заявил, что комплексы фотовидеофиксации нужно устанавливать на опасных участках дорог.
Изменения ПДД
Какие изменения в ПДД и других нормативных документах ждут российских водителей с 1 января 2023 года?
Что отменено с 1 января 2023 года
1 января 2022 года перестанут действовать некоторые нормы и правила, касающиеся водителей.
Отмена скидки 30% на госпошлину
1 января 2023 года закончилось действие скидки в размере 30% при оплате госпошлин через портал Госуслуг. Изначально данная скидка должна была закончиться ещё 1 января 2021 года, но её продлевали ещё на 2 года. На 2023 год скидку продлевать не стали — она не предусмотрена в бюджете на этот год.
Отмена отсрочки ОСАГО для беженцев
- Украины;
- Донецкой Народной Республики (ДНР);
- Луганской Народной Республики (ЛНР).
Согласно тексту подписанного закона, беженцы при въезде на своих автомобилях в Россию могли ездить без ОСАГО до 90 дней. По истечении этого срока они обязаны были приобрести полис ОСАГО. Если же в течение этого времени такой водитель стал виновником ДТП, то выплаты пострадавшей стороне осуществлялись из компенсационного фонда РСА.
Принятые поправки к закону об ОСАГО распространялись на все страховые случаи за период с 24 февраля по 31 декабря 2022 года. То есть, с 1 января 2023 года эта норма больше не действует.
Отмена автоматического продления диагностических карт техосмотра
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, согласно Постановлению Правительства №626 от 9 апреля 2022 года, Кабмин автоматически продлил действие диагностических карт техосмотра на спецтехнику для перевозки опасных грузов, зарегистрированную в районах Крайнего Севера.
Действие диагностических карт, истекавших с 12 апреля до 31 декабря 2022 года, было автоматически продлено на 1 год. Речь шла только о транспортных средствах для перевозки опасных грузов и прицепах к ним, причем только зарегистрированных в районах Крайнего Севера. С 1 января 2023 года срок действия этого послабления закончился.
Что вступило в силу 1 января 2023
Техосмотр с 1 января 2023
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, 23 сентября 2022 года был официально опубликован приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС), который предусматривает введение новой методики расчёта стоимости прохождения техосмотра (приказ ФАС от 30 июня 2022 г. № 489/22 «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра»). Документ вступил в законную силу 4 октября 2022 года.
Согласно поправкам, утверждены единые минимальные цены на проведение техосмотра по всей территории РФ — они зависят от категории транспорта.
К примеру, для легковых авто минимальная цена техосмотра составляет 913 руб., автобусов — от 1563 руб., грузовиков — от 999 руб. и т.д. А вот максимальные значения цен на техосмотр устанавливаются уже отдельно каждым субъектом РФ.
При этом, ежегодно (до 1 июля) операторы техосмотра имеют возможность предоставить в органы власти расчёты и обосновывающие материалы для изменения тарифов (затраты на проведение ТО, доходы и т.д.). Если подобные расчёты предоставят менее 50% аккредитованных операторов, то цены будут индексироваться только на уровень инфляции.
Цены на техосмотр на следующий период (год) будут устанавливаться не позднее 20 декабря предыдущего года. Новые цены начнут действовать с 1 января и будут применяться в течение календарного года.
По информации газеты «Коммерсант», с 1 января 2023 года в большинстве регионов России стоимость техосмотра существенно выросла — средний рост составил 57%. При этом, ряд регионов лишь увеличил действовавшие цены до утверждённых поправками минимальных значений, а в других стоимость данной процедуры существенно превысила минимальный порог.
Среди регионов, где тарифы для легковых машин выросли значительнее всего:
- Орловская область (в 3 раза);
- Омская область (в 2,4 раза);
- Оренбургская область (в 1,9 раза);
- Хакасия (в 2 раза).
Меньше всего цены подняли в Приморском крае (на 3,9%) и Мурманской области (на 6%). Самый дорогой тариф техосмотра для легковушек установлен с 1 января в Санкт-Петербурге — 1,54 тыс. руб.
ОСАГО для инвалидов с 1 января 2023
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, Правительство утвердило новые правила предоставления инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50% от уплаченной ими страховой премии по ОСАГО (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2021 г. № 2579). Действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Напомним, инвалиды, которые пользуются автомобилем по медицинским показаниям, имеют право на компенсацию в размере 50% уплаченной ими страховой премии по ОСАГО. Это же относится к родителям детей-инвалидов. Компенсация предоставляется, если в страховку, помимо самого гражданина с инвалидностью, вписано еще не более двух водителей.
Согласно новым правилам, если при заключении договора ОСАГО будет указан СНИЛС, Пенсионный фонд (ПФР) автоматически выплатит компенсацию благодаря настроенному взаимодействию между Российским союзом автостраховщиков (РСА) и ПФР.
Для автоматического получения компенсации в государственных информационных системах должны быть сведения о банковском счете (непосредственно гражданина с инвалидностью либо его законного представителя), на который зачисляются суммы пенсий и иных социальных выплат.
Если же организации, ответственные за предоставление услуг инвалиду, не направили необходимые сведения в Федеральный реестр инвалидов и ЕГИССО, для получения компенсации инвалиду или его представителю надо было обращаться в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением, полисом ОСАГО и справкой органов медико-социальной экспертизы об инвалидности, в которой в том числе указаны медицинские показания для приобретения транспорта.
С 1 января 2023 года сделать это можно и дистанционно: инвалиды, имеющие транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законные представители могут подать заявление о компенсации 50 % стоимости ОСАГО через портал Госуслуг ( Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 № 1180 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Новые госпошлины для водителей с 1 января 2023
28 июня 2022 года Президент РФ подписал закон ( Федеральный закон от 28.06.2022 № 208-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» ) , повышающий пошлины для водителей с 1 января 2023 года. Документом в пункт 1 статьи 333-33 Налогового кодекса РФ внесено изменение, предусматривающее увеличение размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, с 800 до 1500 руб.
Кроме того, с 1 января 2023 года введены новые госпошлины:
- за выдачу разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства — в размере 1000 руб.;
- за выдачу свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов в размере 1500 руб.;
- за продление срока действия свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов в размере 1000 руб.
Таким образом, узаконить тюнинг, установку ГБО, фаркопа или другие изменения конструкции с 1 января 2023 года стало дороже. Если ранее это стоило 800 рублей, то в 2023 году будет стоить уже 2500 рублей (1000 + 1500 руб.).
Помимо этого, в Налоговый кодекс с 1 января также внесены изменения, которые позволяют вернуть излишне уплаченную госпошлину, предъявив копии платежных документов (ранее копии можно было использовать только при возврате части пошлины, а для полного возврата были нужны оригиналы).
Повышение акцизов на топливо и автомобили с 1 января 2023
Согласно поправкам в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 321-ФЗ), утверждена индексация ставок акцизов на топливо и автомобили с 1 января 2023 года — рост составил 4%.
Это плановое повышение, которое было заложено в Налоговый кодекс РФ. Напомним, в прошлый раз акцизы увеличивались год назад — с 1 января 2022 года, тогда они также выросли на 4%.
Акциз на бензин класса «Евро 5» с 1 января 2023 года вырос с 13 793 до 14 345 рублей за тонну, на дизель — с 9556 до 9938 рублей за тонну.
Одновременно с этим с 1 января 2023 года начал действовать скорректированный демпфирующий механизм на топливо. Сообщалось, что в 2023 году бюджет снизит расходы за счет этого решения на 212 млрд рублей. Корректировка демпфера произойдет за счет введения нового коэффициента, который будет действовать с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года, причем в равной степени как для бензина, так и для дизельного топлива.
В Минэнерго заявили, что вводимые поправками в Налоговый кодекс изменения акцизов и демпфера носят плановый характер и учитываются покупателями и производителями моторных топлив. Рост розничных цен на бензин и дизель будет в пределах инфляции, как обычно заверили в Минэнерго.
Акцизы на легковые автомобили с 1 января 2023
- с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно — 55 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
- с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) включительно — 531 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.);
- с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) включительно — 869 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
- с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) включительно — 1 482 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.);
- с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) включительно — 1 534 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.);
- с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л.с.) — 1 584 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.).
Акцизы на мотоциклы с 1 января 2023
На мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) с 1 января 2023 года будет действовать ставка 531 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.);
Акцизы на топливо с 1 января 2023
- Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 — 14 736 рублей за 1 тонну;
- Автомобильный бензин класса 5 — 14 345 рублей за 1 тонну;
- Дизельное топливо — 9 938 рублей за 1 тонну.
Автоматизация работы с водителями-должниками с 1 января 2023
С 1 января 2023 года начался переход к реестровой модели исполнительного производства — долги по штрафам ГИБДД и другим задолженностям будут списывать с банковских карт и счетов граждан без оформления бумажных документов.
По словам директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрия Аристова, в службе идёт процесс автоматизации работы с должниками и активно внедряется искусственный интеллект. С 2023 года взысканием долгов будут всё больше заниматься не обычные приставы, а роботы и компьютерные системы. Так, уже начала действовать процедура автоматического снятия ограничения на выезд за рубеж для должников в течение одного дня после оплаты долга.
Также с 1 января 2023 года Федеральная служба судебных приставов, ФНС, Росреестр, банки, ГИБДД, Социальный фонд, операторы сотовой связи будут автоматически обмениваться информацией о гражданах-должниках. Судебные приставы в подавляющем большинстве случаев больше не будут в ручную собирать с граждан долги. За них это сделают компьютеры.
Особенно это нововведение относится к долгам по налогам и административным штрафам. Роботизированная система взыскания долгов займётся:
- установлением и снятием запретов для должников;
- поиском и арестом их банковских счетов;
- разрешением и запрещением выезда за границу людям с долгами;
- приостановлением действия водительского удостоверения гражданина-должника.
Роботизированный пристав теперь оперативно в режиме реального времени получит все данные должников, включая:
- СНИЛС;
- ИНН;
- актуальные номера телефонов;
- место официальной работы;
- местонахождение банковских счетов, вкладов, а также информацию о наличии на них денег.
По словам руководителя ФССП, автоматизированная система теперь не даст спрятаться должникам и не даст им утаить своё имущество и официальные доходы. Также новая система даст возможность существенно разгрузить судебных приставов, и даже прилично сократить их количество.
Льготные автокредиты с 1 января 2023
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, 14 июля 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров официально озвучил информацию о возобновлении программ льготного автокредитования в 2022 году. В конце 2022 года стало известно о продлении льготных программ на 2023 год — они возобновились с 1 января 2023 года.
Государством в 2023 году субсидируется стоимость покупки новых автомобилей российского производства в следующем размере:
- 35% цены — на электромобили;
- 25% цены — на автомобили, реализуемые на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО);
- 20% цены — на автомобили, реализуемые на остальной территории РФ, за исключением ДФО.
В программе 2023 года участвуют автомобили следующих производителей:
При этом, цена автомобиля для участия в льготном автокредитовании не должна превышать 2 млн. рублей (кроме электромобилей).
Участниками программ льготного автокредитования могут быть граждане РФ, имеющие водительское удостоверение:
- имеющие как минимум одного несовершеннолетнего ребенка, в том числе находящегося под опекой или попечительством (программа «Семейный автомобиль»);
- не имевшие в собственности автомобиль (программа «Первый автомобиль»);
- работники медицинских организаций государственной системы здравоохранения;
- работники государственных и муниципальных образовательных организаций;
- сдающие в Трейд-Ин автомобиль старше 6 лет, которым они владели не менее 1 года;
- оформляющие кредит на покупку электромобиля;
- проходящие военную службу по контракту (а также проживающие совместно с ними супруги, дети и родители);
- мобилизованные (а также проживающие совместно с ними супруги, дети и родители);
- пенсионеры, ранее проходившие службу в вооруженных силах.
Изменения для грузовиков с 1 января 2023
Электронный путевой лист и накладная с 1 января 2023
С 1 января 2022 года в России стартовало добровольное применение электронных транспортных накладных, а с 1 января 2023 года этот документ полностью заменил бумажный аналог. Параллельно ведется работа по переходу на электронные путевые листы для пассажирских и грузовых перевозок.
Отмена бумажных разрешений на перегруз с 1 января 2023
С 1 января 2023 года выдача специальных разрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по всем автодорогам Российской Федерации, включая дороги регионального и межмуниципального значения, осуществляется исключительно в электронной форме федеральным органом исполнительной власти — ФКУ «Росдормониторинг».
Данное изменение внесено в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, касающейся весового и габаритного контроля транспортных средств».
Штрафы за перегруз передали в Ространснадзор с 1 января 2023
Закон предусматривает изменение зоны ответственности по штрафам за перегруз и негабарит (ст. 12.21.1 КоАП РФ). Напомним, ранее оформлять такие штрафы могли:
- органы полиции (ГИБДД);
- таможенные органы (в случае международных перевозок);
- Ространснадзор.
Текстом документа предусмотрено наделение Ространснадзора полномочиями по рассмотрению указанных нарушений, в том числе и выявленных в автоматическом режиме камерами — с ГИБДД данная функция снята. Таким образом, штрафы с автоматических камер за нарушения весогабаритного контроля переданы из ГИБДД в Ространснадзор. Данные поправки вступили в законную силу с 1 января 2023 года.
Утильсбор с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация осуществлена в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Источник https://pddmaster.ru/novoe/itog-2022.html
Источник https://www.autonews.ru/news/639b74e59a794774ca02388d
Источник https://avtospravochnaya.com/pdd/18506-izmeneniya-dlya-voditelej-s-1-yanvarya-2023