Устройство и ремонт тормозной системы Урала
Привод стояночного тормоза стыкуется с рычагом тормозного крана за счёт специальных рычагов и тяги, что даёт возможность вместе с остановкой транспортного средства с помощью стояночного тормоза включить рабочие тормоза прицепа либо полуприцепа.
Среди первопричин, обуславливающих дефекты конструкции, можно выделить следующие:
- Неблаготворное воздействие масла («замасливание»).
- Деформация ввиду температурного воздействия
- Изнашивание накладок колодок тормозов.
- Ослабление затяжки болтов, которые обеспечивают фиксацию тормозного щита на раздаточной коробке.
- Изнашивание сектора либо собачки рычага (данные дефекты нарушают возможность нормальной фиксации рычага).
Стояночная тормозная система УРАЛ-4320
Стояночная тормозная система УРАЛ-4320 состоит из одного барабанного тормозного механизма и механического привода (рис. 170).
Рис. 170. Стояночная тормозная система автомобиля УРАЛ-4320: 1 — рычаг тормозного крана; 2 — тяга привода тормозного крана; 3 — рычаг стояночного тормоза; 4 — сектор; 5, 6 — тяги привода; 7 — разжимной кулак; 8 — тормозная колодка; 9 — регулировочный рычаг; 10 — стяжной болт.
Тормозной механизм расположен на раздаточной коробке и включает в себя тормозной барабан, две колодки 8 из алюминиевого сплава с фрикционными накладками, ось колодок, разжимной кулак 7 с рычагом 9, две стяжные пружины, защитный диск. Барабан тормоза закреплен на фланце вала привода задней тележки, поэтому стояночный тормоз затормаживает только колеса заднего и промежуточного мостов. Привод тормоза состоит из рычага 3 с зубчатым сектором и защелкой, двух промежуточных рычагов с валиком и кронштейном, двуплечего рычага, передней, средней и вертикальной тяг. В приводе имеется тяга 2 ручного привода тормозного крана.
Регулировка тормоза производится изменением длины, средней тяги 5. При большом износе накладок регулировка производится перестановкой рычага 9 относительно вала разжимного кулака на один или два зуба по часовой стрелке. Правильность регулировки проверяется по величине зазора между колодками и барабаном, который должен быть 0,3.. .0,6 мм. Зазор проверяется щупом через щель в защитном щитке. У правильно отрегулированного тормоза собачка защелки устанавливается на третьем-пятом зубе сектора.
Устройство
Тормозная система Урал состоит из независимых систем:
- рабочей, имеющей комбинированный привод от пневматической и гидравлической систем грузовика;
- стояночной;
- аварийной и дополнительной (горной).
Рабочие тормозные механизмы барабанной схемы полностью взаимозаменяемы. Пневматическая система образует независимые контуры передних тормозов, задней тележки и для прицепа. При нажатии педали, расположенной в кабине, происходит включение всех контуров. Если какая-то магистраль оказывается поврежденной, то замедление обеспечивается оставшимися.
Педаль открывает клапаны в тормозном кране, через который начинается подача воздуха к пневматическим усилителям. Давление воздействует на поршни, затем усилие передается на рабочие элементы главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в магистрали. После отпускания педали пружины производят возврат поршней в исходное положение. Дополнительно в магистралях установлены защитные и управляющие клапаны, а также регулятор усилий.
Сжатый воздух поступает от компрессора, установленного на двигателе. Устройство оснащено 2 цилиндрами, работает по принципу одноступенчатого сжатия. Головка и блок компрессора подключены к системе охлаждения двигателя, смазка осуществляется от основной магистрали. Забор воздуха осуществляется из воздушного фильтра дизеля.
Горный тормоз представляет собой заслонку, расположенную в магистрали выпуска отработавших газов.
Устройство оснащено пневматическим приводом, срабатывает от нажатия на кнопку в кабине. При торможении отсекается подача топлива, для этого установлен отдельный исполнительный механизм.
Стояночный тормоз с механическим приводом, воздействующим на барабанный механизм, установлен на трансмиссии. Включение и выключение выполняется при помощи рычага, установленного рядом с сидением водителя. Аварийным контуром служит любой из рабочих. При поломке любого рабочего контура оставшийся узел обеспечивает эффективное замедление.
Урал 4320 ремонт ручника
Аварийная тормозная система автомобилей Урал-4320-31, Урал-4320-10
Функции аварийной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы. При выходе из строя одного из контуров аварийная тормозная система обеспечивает торможение автомобиля с достаточной эффективностью.
Стояночная тормозная система автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31
Система предназначена для обеспечения неподвижности автомобиля на уклонах. Привод стояночного тормоза механический. Управление осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.
Стояночный тормоз барабанного типа с двумя колодками, с самоусилением.
При торможении усилие передается от регулировочного рычага 11 (рис. 83) через рычаг 10, серьгу 12 на разжимной рычаг 13.
При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие передается от рычага 13 через штангу 1 к правой колодке 2. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. При этом колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство 3 прижимает левую колодку 14 к опорному пальцу и барабану.
Рис. 83. Тормоз стояночный:
1-штанга; 2,14-колодки (правая и левая); 3 — устройство регулировочное; 4-заглушка;
5 — звездочка; 6 — вал; 7 — щит; 8 — гайка стопорная; 9 — палец эксцентриковый; 10 — рычаг; 11 — рычаг регулировочный; 12 — серьга; 13 — рычаг разжимной
При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 13, опираясь на штангу 1, передает приводное усилие к левой колодке 14. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. Колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство прижимает правую колодку 2 к опорному пальцу и барабану.
По мере износа накладок ход рычага 1 (рис. 84) увеличивается и эффек — тивность тормоза может снизиться. Если рычаг 1 устанавливается на двенадцатом зубе сектора, необходимо отрегулировать зазоры между накладками и барабаном при помощи эксцентрика и звездочки. Для регулировки тормоза необходимо:
1. Опустите рычаг 1 в кабине вниз до упора.
2. Отсоедините тягу 4 от рычага 8 на раздаточной коробке.
Не регулируйте зазоры между накладками и барабаном изменением длины тяги 4, т.к. это приводит к выходу стояночного тормоза из строя.
3. Отрегулируйте зазор между правой колодкой и барабаном, для чего ослабьте на пол-оборота стопорную гайку 8 (см.рис. 83) на эксцентриковом пальце 9 со стороны щита и, поворачивая палец ключом по часовой стрелке, установите зазор 0,3-0,5 мм. Зазор проверяйте щупом через щель в отражателе тормоза. Стопорную гайку затяните, предотвращая поворот пальца.
Неисправности
Неисправности тормозной системы Урал-4320 и аналогичных машин:
- медленное нарастание давления в ресиверах из-за повреждений корпусов или магистралей;
- недостаточное заполнение баллонов контуров, причиной является поломка регулирующих клапанов или грязь в магистралях;
- низкое давление в воздушных емкостях, установленных на прицепном оборудовании, дефект связан с трещинами на деталях;
- повышенное давление в ресиверах, причиной поломки является выход из строя регулятора давления либо неисправность контрольного манометра;
- отказ компрессионного тормоза указывает на проблемы с пневматическими клапанами или на поломку заслонки;
- попадание моторного масла в полости пневматической системы указывает на износ поршневой группы компрессора.
При возникновении неисправностей тормозной системы автомобиля Урал дальнейшая эксплуатация категорически запрещается. Поломку необходимо исправить на месте или отбуксировать машину в зону ремонта при помощи жесткой сцепки.
Ремонт стояночного тормоза автомобиля Урал
Привод стояночного тормоза стыкуется с рычагом тормозного крана за счёт специальных рычагов и тяги, что даёт возможность вместе с остановкой транспортного средства с помощью стояночного тормоза включить рабочие тормоза прицепа либо полуприцепа.
Среди первопричин, обуславливающих дефекты конструкции, можно выделить следующие:
- Неблаготворное воздействие масла («замасливание»).
- Деформация ввиду температурного воздействия
- Изнашивание накладок колодок тормозов.
- Ослабление затяжки болтов, которые обеспечивают фиксацию тормозного щита на раздаточной коробке.
- Изнашивание сектора либо собачки рычага (данные дефекты нарушают возможность нормальной фиксации рычага).
Алгоритм демонтажа и разбора
- В первую очередь вы должны повернуть гайки, демонтировав карданный вал привода срединного моста.
- Затем требуется повернуть гайку, демонтировать болт, обеспечивающий фиксацию эжекционной трубы к третьей рамной поперечине.
- Поверните винтовые крепительные элементы барабана к фланцу, приподнимите элекционную трубу кверху и демонтируйте барабан.
- Снимите пружины, стяжки и колодки.
- Расшплинтуйте и демонтируйте палец, а также отцепите тягу от рычага.
- Расшплинтуйте и выверните гайку, обеспечивающую фиксацию фланца, после чего спрессуйте фланец с вала привода заднего моста коробки раздач.
- Поверните болты и демонтируйте маслоуловитель, прокладку и тормозной щит.
- Поверните болт и снимите рычаг регулировки.
- Демонтируйте стопорное кольцо и извлеките кулак разжима.
- Если потребуется, демонтируйте из конструкции щитового кронштейна втулку разжима кулака.
Демонтаж и разбор деталей привода стояночного тормоза
- Выполните расшплинтовку и демонтируйте палец, который обеспечивает соединение тяги и рычага.
- Выверните четыре болта кабины, после чего снимите конструкцию кронштейна.
- Выполните расшплинтовку рычажной оси, демонтируйте шайбу и рычажную конструкцию.
- Выверните четыре болта, демонтируйте конструкцию кронштейна в сборе с рычажной конструкцией.
- Разберите кронштейн (потребуется повернуть крепительные рычажные болты на волу и демонтировать рычажную конструкцию в сборе с собачкой, рычагом и тягой собачки).
- Демонтируйте с вала рычажную шпонку.
- Поверните болты, которые обеспечивают закрепление фланца, и болт, обеспечивающий фиксацию рычажной конструкции на волу, а также снимите фланец.
- Выполните выпрессовку вала в сборке со шпонкой из рычажной конструкции и из конструкции кронштейна через проход под фланец.
- Демонтируйте с вала рычажную шпонку; если потребуется, также поверните два болта и снимите сектор.
- Выполните выпрессовку втулки из фланца и конструкции кронштейна.
- Поверните болт и демонтируйте рычажную конструкцию и его шпонку с вала.
- Извлеките из конструкции кронштейна вал в сборе с рычажной конструкцией, напрессованной на шлицевый валовый кончик.
- Отсоединять шлицевый кончик вала от рычага не стоит; если потребуется, выполните выпрессовку втулки из конструкции кронштейна.
- Если накладки износились — в случае, когда от поверхности головок заклепок осталось меньше половины сантиметра — смените их на новые.
- Если рабочая поверхность тормозного барабана и колодок в сборе с накладками сильно износилась (обратите внимание на кольцевые канавки), выточите их до стандартных габаритов.
- Протачивая колодку на специальном оборудовании, не забудьте о базировании. Важный момент: меж кулаком разжима и сухарями колодок нужно поставить пластинки, толщина которых должна составлять один миллиметр.
- Покрытые маслом колодочные накладки нужно обработать, используя неэтилированный бензин, после чего высушить. Те накладки, которые имеют на поверхности «рыхлость» и следы отслоений ввиду термического воздействия, желательно заменить.
- Трещинки и иные дефекты колодок недопустимы. Если ослабли крепления сухарей, обязательно подтяните винты.
Сборка
Если вы собираетесь собрать стояночный тормоз, все вышеописанные действия необходимо выполнять в обратном алгоритме. Учитывайте также несколько нюансов:
- Монтаж предполагает предварительное смазывание прокладки маслоуловителя.
- Кулак и втулка разжима, колодочная ось и колодки тормозов в зоне опоры оси, а также приводные оси и втулки нужно промазать графитной смазкой.
- Стяжные пружины радиуса 14 миллиметров монтируют у кулака разжима, а радиуса 10 — у оси колодочной опоры.
- Обозначения «а» на шлицевых торцах кулака разжима и рычага регулировки требуется совместить.
- Рычажную конструкцию со стороны обработки монтируют к правой внутренней стене конструкции кронштейна.
- Собрав стояночный тормоз, выполните регулировки, расположив рычаг в крайнем нижнем положении до упора.
- Сочленение скобы и рычага должно иметь «промежуток» в два миллиметра.
- Важно отрегулировать пространство между накладками колодок тормозов и барабанной конструкцией, меняя тягу; зазор должен лежать в диапазоне от 3 до 6 десятых миллиметра.
- Ход рычага при торможении должен равняться четырем, пяти либо шести секторным зубьям, притом рычаг привода должен быть зафиксирован.
Как прокачать и отрегулировать
Для проведения регулировки необходимо:
- Провернуть эксцентрики до упора, при этом правая деталь вращается по часовой стрелке, а левая — против. Настройка зазора при помощи оси колодок выполняется только в случае износа тормозящей поверхности.
- Ослабить положение регуляторов на 30°.
- Проверить температуру барабанов в движении. При перегреве или недостаточном замедлении отрегулировать узлы повторно.
Перед тем как прокачать тормозные магистрали, требуется довести давление воздуха в ресиверах до нормы. Поверхности цилиндров и бачков следует тщательно протереть от грязи.
Для удаления воздушных пробок из главных и колесных цилиндров требуется:
- Демонтировать защитную крышку, установленную на штуцере перепускного клапана. После этого на трубку надевается шланг, имеющийся в заводском комплекте инструмента.
- Подготовить чистую стеклянную или пластиковую емкость, вмещающую не менее 0,3 л жидкости. Заполнить тару тормозной жидкостью на 1/2 и опустить в нее свободный конец шланга.
- Отвернуть штуцер клапана на 0,5-0,75 оборота, затем несколько раз энергично нажать на педаль тормоза, отпускание производится плавно.
- Манипуляции продолжаются до прекращения выделения пузырьков газа из трубки. Одновременно производится доливка чистой жидкости в расходный бачок.
- Утопить последний раз педаль тормоза и удержать ее в этом положении. Завернуть штуцер и установить на место крышку.
- По аналогии прокачать цилиндры колес по схеме — средний (левый), затем задний слева и справа. Потом прокачивается узел правого среднего колеса, правое и левое переднее.
- После удаления воздуха из всех магистралей следует довести уровень жидкости в расходном бачке и закрыть крышку.
Если требуется замена жидкости, то производится разборка цилиндров. На рабочее зеркало наносится смазка, предотвращающая коррозию.
Урал 4320 ремонт ручника
Стояночный тормоз барабанного типа с механическим приводом (рис. 1)
Привод стояночного тормоза рычагом и тягой связан с рычагом 13 тормозного крана, что обеспечивает при торможении автомобиля стояночным тормозом включение рабочей тормозной системы прицепа (полуприцепа).
Стояночный тормоз смонтирован на раздаточной коробке.
Тормозной щит с колодками закреплен к крышке подшипника вала привода заднего моста, а тормозной барабан на фланце этого вала.
Стояночный тормоз и его привод частично или полностью разбираются в основном при снижении эффективности торможения, не устраняемом регулировкой привода, а также при снижении надежности фиксации рычага стояночного тормоза в заторможенном состоянии.
Причинами снижения эффективности торможения могут быть замасливание, разрушение от нагрева или полный износ накладок тормозных колодок, а также ослабление затяжки болтов крепления щита тормоза к раздаточной коробке.
Причина нарушения фиксации рычага — износ сектора 5 или собачки 4 рычага.
Разборка и снятие деталей стояночного тормоза
Отвернуть гайки и снять карданный вал привода среднего моста.
Отвернуть гайку и снять болт крепления трубы эжекции к третьей поперечине рамы.
Отвернуть два винта крепления барабана к фланцу, приподнять трубу эжекции вверх и снять барабан.
Читайте также: Обзор тракторов Case (Кейс). Обслуживание. Неисправности, возникающие в процессе эксплуатации
Снять стяжные пружины 24 и колодки 23.
Расшплинтовать и снять палец, отсоединить тягу 20 от рычага 21.
Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца, спрессовать фланец с вала привода заднего моста раздаточной коробки.
Отвернуть болты и снять маслоуловитель, прокладку и щит тормоза в сборе.
Отвернуть болт 25 и снять регулировочный рычаг 21.
Снять стопорное кольцо и извлечь разжимный кулак 22.
При необходимости выпрессовать из кронштейна щита втулку разжимного кулака. (Ось колодок из нижнего кронштейна щита выпрессовывать не рекомендуется).
Регулировка ручного тормоза: настраиваем «ручник» правильно. Как подтянуть ручник на урале 4320
Привод стояночного тормоза стыкуется с рычагом тормозного крана за счёт специальных рычагов и тяги, что даёт возможность вместе с остановкой транспортного средства с помощью стояночного тормоза включить рабочие тормоза прицепа либо полуприцепа.
Среди первопричин, обуславливающих дефекты конструкции, можно выделить следующие:
- Неблаготворное воздействие масла («замасливание»).
- Деформация ввиду температурного воздействия
- Изнашивание накладок колодок тормозов.
- Ослабление затяжки болтов, которые обеспечивают фиксацию тормозного щита на раздаточной коробке.
- Изнашивание сектора либо собачки рычага (данные дефекты нарушают возможность нормальной фиксации рычага).
Регулировка ручного тормоза: настраиваем «ручник» правильно
Одним из элементов тормозной системы является ручной (стояночный) тормоз или, как его называют автомобилисты, ручник. Именно этот элемент удерживает авто в недвижимом состоянии, когда это необходимо.
Автовладельцу точно не известно, когда ему может потребоваться отрегулировать ручной тормоз (а многие не пользуются им вовсе). Но не стоит относиться пренебрежительно к данному элементу тормозной системы, так как от него может зависеть безопасность на дороге (кстати, пройти техосмотр с неисправным ручником не получится).
Тем более, что процесс регулировки ручника – один из самых простых процессов самостоятельного ремонта автомобиля. Для его осуществления достаточно обладать базовыми знаниями об устройстве автомобиля.
Зачем нам нужен исправный ручник
Ручной тормоз – это элемент тормозной системы автомобиля, который выполняет функцию блокировки колёс относительно оси передвижения транспортного средства, и обеспечивает таким образом устойчивость автотранспортного средства на поверхности передвижения (в том числе и на поверхности с уклоном).
Исправный ручник выполняет такие функции:
1. Обеспечивает устойчивость автомобиля на дорожной поверхности во время стоянки или на склонах.
2. Помогает в осуществлении экстренного торможения.
3. При наличии навыков с его помощью можно войти в управляемый занос.
4. При поломке ножного тормоза, может выполнять его функции.
Но стоит заметить, что использовать ручной тормоз как постоянный тормозной элемент (вместо ножного тормоза) нельзя, ведь его основное предназначение – фиксировать авто во время стоянки. Если же необходимо использовать ручник при торможении во время движения, его не рекомендуется резко натягивать, так как это спровоцирует занос автомобиля.
Устройство и принцип действия ручного тормоза довольно просты. Он состоит из трёх основных компонентов:
1. Механического привода.
2. Исполнительного механизма.
3. Управляющего узла.
Механический привод выполнен в виде троса ручного тормоза. Этот трос производит воздействие на задние тормозные колодки или же на трансмиссию (в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля). Коромысло, установленное в ручном тормозе, обеспечивает равномерное натяжение троса на двух тормозных колодках.
Исполнительным механизмом ручного тормоза выступают тормозные колодки задней оси, привод которых может осуществляться не только от рычага ручника, но и от ножной педали тормоза. Сделано это для простоты конструкции и для более облегчённого обслуживания автомобиля.
Ручник приводится в действие управляющим узлом, представленным рычагом ручного тормоза с храповиком, который управляет натяжением троса. Он располагается между сидением водителя и сидением пассажира в центральном тоннеле. На авто с автоматической трансмиссией вместо рычага присутствует ножная педаль стояночного тормоза.
О включении ручника сигнализирует датчик в виде лампочки на приборной панели. Этот датчик помогает водителю ориентироваться, когда включён ручник и не забывать снимать авто с ручника перед началом движения. В некоторых авто, если двигаться с включённым ручником, раздастся звуковой сигнал, что очень удобно, ведь зачастую водители забывают отключать ручной тормоз.
Когда нужна регулировка ручного тормоза
Диагностику ручника следует проводить примерно один раз на месяц или через каждые 30 тысяч километров пробега. При подозрениях на поломку проводить диагностику ручника можно и чаще, тем более, что она очень проста в выполнении.
Рассмотрим два способа самостоятельной диагностики работоспособности ручного тормоза.
1. Первый способ. Заехать на крутой склон и потуже затянуть рычаг. Если автомобиль устоит на этом склоне, то ручной тормоз в порядке. Если же эксперимент закончился неудачей и автомобиль не остановился, то необходимо полностью натянуть на себя ручник и посмотреть, продолжиться ли движение. Движение продолжилось? Это явный признак необходимости ремонта или регулировки ручного тормоза.
2. Второй способ. Ручной тормоз полностью до отказа натянуть, включить первую передачу, педаль сцепления отпускать плавно. Если ручник исправен, то двигатель заглохнет. Если же ручник неисправен, то автомобиль начнёт медленное движение. Это явный признак необходимости отрегулировать ручник или произвести его ремонт.
Причинами неисправности ручного тормоза могут быть следующие:
1. Сильное ослабления натяга тормозного троса.
2. Изношенность тормозных накладок.
3. Увеличение зазора между тормозными барабанами и колодками.
Когда же нужно проводить регулировку ручного тормоза?
Регулировка ручного тормоза необходима в следующих случаях:
1. Была произведена замена тормозных колодок.
2. Была произведена замена тормозных барабанов (тормозных дисков).
3. Была произведена регулировка положения тормозных колодок.
4. Была произведена замена тормозного торса в ручнике.
5. Была произведена обратная установка регулировочного приспособления.
6. Ход тормозного рычага сильно увеличился (до 10 зубцов).
Чтобы устранить проблемы с ручным тормозом можно либо сразу обратиться на станцию автосервиса, либо попробовать устранить неисправность самостоятельно. Отрегулировать ручник самостоятельно несложно и с этой операцией справиться любой человек, у которого есть базовое представление об устройстве автомобиля.
Но регулировка ручного тормоза должна осуществляться в специально предназначенном для ремонта месте и с соблюдением всех правил собственной безопасности. Перед проведением ремонта обязательно следует уточнить, ручник какой именно конструкции установлен в автомобиле, заглянув в инструкцию по эксплуатации транспортного средства.
Натяжка ручного тормоза – ваши действия
Ремонт ручного тормоза обычно сводится к замене троса. Но в большинстве случаев для возобновления работы ручника, достаточно просто произвести его натяжку. А это под силу каждому водителю.
Если ручной тормоз отрегулирован верно, количество щелчков во время затяжки рычага должно быть 5-6. Если количество щелчков меньше или больше, значит нужно провести процедуру регулировки.
Регулировка стояночного тормоза, вне зависимости от его конструктивных особенностей, основана на принципе регулировки зазор между тормозными колодками (накладками) и тормозными барабанами (дисками). Регулируют этот зазор, изменяя длину троса ручного тормоза (его натяжение), который располагается под салонной панелью в нижней части тормозного рычага.
Регулировку натяжения ручного тормоза желательно производить в смотровой яме, на подъёмнике или на эстакаде. На крайний случай можно воспользоваться домкратом и установить под заднюю часть автомобиля опорные козлы. Есть модели автомобилей, в которых регулировка натяга ручника производится прямо в автомобильном салоне (об этом можно уточнить в инструкции об эксплуатации). В таком случае не придётся заморачиваться с поднятием автомобиля.
Натяжка ручного тормоза состоит из таких этапов:
1. Поднять автомобиль и установить его на опору (чтобы иметь доступ к днищу авто).
2. Поднять рычаг ручного тормоза на 1-3 щелчка.
3. Найти и ослабить контргайку от регулировочного устройства через отверстие в тормозном барабане.
4. Завернуть регулировочную гайку и проследить натяжение троса тормозов.
5. Если натяжение троса не осуществилось, то необходим профессиональный ремонт ручного тормоза с заменой его троса. Для этого лучше обратиться к специалистам.
6. Если натяжение прошло удачно, необходимо проверить работу ручника, потянув рычаг «на себя». После этого попробовать покрутить заднее колесо руками. Оно не должно вращаться без усилий. После этого нужно затянуть контргайку, отпустить рычаг ручника и провести ещё один подобный тест. В этом случае колесо должно свободно крутиться.
7. Опустить автомобиль на землю и протестировать работу ручного тормоза в реальных условиях езды. Если что-то происходит не так и есть подозрение, что неисправность не была исправлена, следует ещё раз пройти описанные этапы или обратиться к мастеру-ремонтнику в автосервисе.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
Демонтаж и разбор деталей привода стояночного тормоза
- Выполните расшплинтовку и демонтируйте палец, который обеспечивает соединение тяги и рычага.
- Выверните четыре болта кабины, после чего снимите конструкцию кронштейна.
- Выполните расшплинтовку рычажной оси, демонтируйте шайбу и рычажную конструкцию.
- Выверните четыре болта, демонтируйте конструкцию кронштейна в сборе с рычажной конструкцией.
- Разберите кронштейн (потребуется повернуть крепительные рычажные болты на волу и демонтировать рычажную конструкцию в сборе с собачкой, рычагом и тягой собачки).
- Демонтируйте с вала рычажную шпонку.
- Поверните болты, которые обеспечивают закрепление фланца, и болт, обеспечивающий фиксацию рычажной конструкции на волу, а также снимите фланец.
- Выполните выпрессовку вала в сборке со шпонкой из рычажной конструкции и из конструкции кронштейна через проход под фланец.
- Демонтируйте с вала рычажную шпонку; если потребуется, также поверните два болта и снимите сектор.
- Выполните выпрессовку втулки из фланца и конструкции кронштейна.
- Поверните болт и демонтируйте рычажную конструкцию и его шпонку с вала.
- Извлеките из конструкции кронштейна вал в сборе с рычажной конструкцией, напрессованной на шлицевый валовый кончик.
- Отсоединять шлицевый кончик вала от рычага не стоит; если потребуется, выполните выпрессовку втулки из конструкции кронштейна.
- Если накладки износились — в случае, когда от поверхности головок заклепок осталось меньше половины сантиметра — смените их на новые.
- Если рабочая поверхность тормозного барабана и колодок в сборе с накладками сильно износилась (обратите внимание на кольцевые канавки), выточите их до стандартных габаритов.
- Протачивая колодку на специальном оборудовании, не забудьте о базировании. Важный момент: меж кулаком разжима и сухарями колодок нужно поставить пластинки, толщина которых должна составлять один миллиметр.
- Покрытые маслом колодочные накладки нужно обработать, используя неэтилированный бензин, после чего высушить. Те накладки, которые имеют на поверхности «рыхлость» и следы отслоений ввиду термического воздействия, желательно заменить.
- Трещинки и иные дефекты колодок недопустимы. Если ослабли крепления сухарей, обязательно подтяните винты.
Снятие и ремонт двухсекционного тормозного крана автомобиля Урал
Страница 1 из 2
Двухсекционный тормозной кран (рис. 1) предназначен для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля, а также для управления клапаном привода тормозов прицепа.
Тормозной кран состоит из верхнего и нижнего корпусов. К верхнему корпусу крепится рычажный механизм крана. От грязи и влаги корпус рычага защищен чехлом.
Верхний цилиндр управляет тормозами прицепа (полуприцепа), нижний — тормозами тягача.
На рис. 2 — 4 подробно показано устройство — крышек верхнего и нижнего цилиндров тормозного крана.
Кран снимают с автомобиля и частично или полностью разбирают для устранения утечки воздуха через выпускное отверстие из-за негерметичности клапанов 15 или манжет 13 и 19 (см. рис. 1).
Место утечки воздуха надо определить до снятия крана с автомобиля по следующим признакам:
утечка прекратилась после поворота рычага 4 стояночного тормоза — негерметичен клапан 15 верхнего цилиндра;
утечка не прекратилась после поворота рычага стояночного тормоза — негерметична манжета 13 поршня верхнего цилиндра;
утечка не прекратилась после нажатия на тормозную педаль — негерметичны клапан 15 или манжета 19 поршня нижнего цилиндра. Схема проверки герметичности манжет с поршнями показана на рис. 5.
Тормозной кран установлен на специальном кронштейне под кабиной и закреплен тремя болтами с внутренней стороны левого лонжерона рамы.
При снятии тормозного крана расшплинтовать пальцы тяг, отсоединить концы тяг привода от рычагов 2 и 4 (см. рис. 1) тормозного крана. Отвернуть накидные гайки и отсоединить трубопроводы от тормозного крана. Отвернуть гайки болтов крепления крана, снять с болтов шайбы, тормозной кран и его кронштейн.
Ремонт крана
Вышедшие из строя детали при ремонте заменить на новые, заводского изготовления.
При сборке тормозного крана после ремонта гайку тяги 1 затянуть так, чтобы свободный ход конца рычага 2 был 0,2—4,0 мм, а рабочий 19— 21 мм, свободный ход рычага 4 — 8 — 12 мм, а полный — 44—47 мм. Тормозной кран после сборки проверить и при необходимости отрегулировать на специальном стенде при постоянном давлении воздуха 6,00— 6,50 кгс/см2.
рис. 2-5 |
При свободном положении рычагов 2 и 4 давление воздуха в пневмомагистрали тормозов прицепа должно быть 4,8—5,3 кгс/см2, а в пневмомагистрали тормозов автомобиля должно отсутствовать. Регулировку производить вращением гайки З, предварительно отвернув стопорный болт 6. Если давление воздуха в магистрали тормозов менее 4,8—5,3 кгс/м2, гайку 3 надо вращать по часовой стрелке.
При полностью отведенном рычаге 2 давление воздуха в пневмомагистрали прицепа должно отсутствовать, в пневмомагистрали тормозов автомобиля должно быть равно давлению воздуха в воздушном баллоне. Регулировку производить гайкой тяги 1 в пределах рабочего хода конца рычага 19—21 мм.
Проверять регулировки необходимо при трех фиксированных положениях режимного кольца 22, которое должно повертываться ключом без заеданий.
При полностью отведенном рычаге 4 давление воздуха в пневмомагистрали тормозов автомобиля должно отсутствовать, а в пневмомагистрали тормозов прицепа снизиться с 4,8— 5,3 кгс/см2 до 0. При возвращении рычага в первоначальное положение давление воздуха в пневмомагистрали прицепа должно возрасти до 4,8— 5,3 кгс/см2. В случае когда давление воздуха в пневмомагистрали тормозов прицепа не снизилось до 0, то надо отрегулировать кран вращением направляющей шайбы 3 (см. рис. 3) относительно гайки 1, уменьшая размер а, равный 97,5 мм. После регулировки положение шайбы относительно гайки 1 и трубы 4 зафиксировать стопорным кольцом 2, просверлив в гайке и трубе новое отверстие.
Проверенный и отрегулированный тормозной кран установить на автомобиль, присоединить концы тяг и трубопроводы. Проверить и при необходимости отрегулировать привод тормозного крана. Максимальное давление воздуха в пневмосистеме после тормозного крана (верхняя шкала манометра) регулируется болтом 12 (рис. 6), ограничивающим ход педали тормоза и должно быть в пределах 4,0—4,5 кгс/см2. После регулировки болт законтрить, затянув контргайку 11. Свободный ход педали тормоза регулировать изменением длины тяги 16. Он должен быть в пределах 15—30 мм. Начало рабочего хода определяется по значительному возрастанию усилия на педали. В соединении рычага с тягой должен быть зазор между пальцем и скобой 2 мм, не более. Регулировать изменением длины тяги.
Регулировка ручного тормоза: настраиваем «ручник» правильно. Как подтянуть ручник на урале 4320
Привод стояночного тормоза стыкуется с рычагом тормозного крана за счёт специальных рычагов и тяги, что даёт возможность вместе с остановкой транспортного средства с помощью стояночного тормоза включить рабочие тормоза прицепа либо полуприцепа.
Среди первопричин, обуславливающих дефекты конструкции, можно выделить следующие:
- Неблаготворное воздействие масла («замасливание»).
- Деформация ввиду температурного воздействия
- Изнашивание накладок колодок тормозов.
- Ослабление затяжки болтов, которые обеспечивают фиксацию тормозного щита на раздаточной коробке.
- Изнашивание сектора либо собачки рычага (данные дефекты нарушают возможность нормальной фиксации рычага).
Стояночная тормозная система УРАЛ-4320
Стояночная тормозная система УРАЛ-4320 состоит из одного барабанного тормозного механизма и механического привода (рис. 170).
Рис. 170. Стояночная тормозная система автомобиля УРАЛ-4320: 1 — рычаг тормозного крана; 2 — тяга привода тормозного крана; 3 — рычаг стояночного тормоза; 4 — сектор; 5, 6 — тяги привода; 7 — разжимной кулак; 8 — тормозная колодка; 9 — регулировочный рычаг; 10 — стяжной болт.
Тормозной механизм расположен на раздаточной коробке и включает в себя тормозной барабан, две колодки 8 из алюминиевого сплава с фрикционными накладками, ось колодок, разжимной кулак 7 с рычагом 9, две стяжные пружины, защитный диск. Барабан тормоза закреплен на фланце вала привода задней тележки, поэтому стояночный тормоз затормаживает только колеса заднего и промежуточного мостов. Привод тормоза состоит из рычага 3 с зубчатым сектором и защелкой, двух промежуточных рычагов с валиком и кронштейном, двуплечего рычага, передней, средней и вертикальной тяг. В приводе имеется тяга 2 ручного привода тормозного крана.
Регулировка тормоза производится изменением длины, средней тяги 5. При большом износе накладок регулировка производится перестановкой рычага 9 относительно вала разжимного кулака на один или два зуба по часовой стрелке. Правильность регулировки проверяется по величине зазора между колодками и барабаном, который должен быть 0,3.. .0,6 мм. Зазор проверяется щупом через щель в защитном щитке. У правильно отрегулированного тормоза собачка защелки устанавливается на третьем-пятом зубе сектора.
Сборка
Если вы собираетесь собрать стояночный тормоз, все вышеописанные действия необходимо выполнять в обратном алгоритме. Учитывайте также несколько нюансов:
- Монтаж предполагает предварительное смазывание прокладки маслоуловителя.
- Кулак и втулка разжима, колодочная ось и колодки тормозов в зоне опоры оси, а также приводные оси и втулки нужно промазать графитной смазкой.
- Стяжные пружины радиуса 14 миллиметров монтируют у кулака разжима, а радиуса 10 — у оси колодочной опоры.
- Обозначения «а» на шлицевых торцах кулака разжима и рычага регулировки требуется совместить.
- Рычажную конструкцию со стороны обработки монтируют к правой внутренней стене конструкции кронштейна.
- Собрав стояночный тормоз, выполните регулировки, расположив рычаг в крайнем нижнем положении до упора.
- Сочленение скобы и рычага должно иметь «промежуток» в два миллиметра.
- Важно отрегулировать пространство между накладками колодок тормозов и барабанной конструкцией, меняя тягу; зазор должен лежать в диапазоне от 3 до 6 десятых миллиметра.
- Ход рычага при торможении должен равняться четырем, пяти либо шести секторным зубьям, притом рычаг привода должен быть зафиксирован.
Устройство ручного тормоза урал 4320
Аварийная тормозная система автомобилей Урал-4320-31, Урал-4320-10
Функции аварийной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы. При выходе из строя одного из контуров аварийная тормозная система обеспечивает торможение автомобиля с достаточной эффективностью.
Стояночная тормозная система автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31
Система предназначена для обеспечения неподвижности автомобиля на уклонах. Привод стояночного тормоза механический. Управление осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.
Стояночный тормоз барабанного типа с двумя колодками, с самоусилением.
При торможении усилие передается от регулировочного рычага 11 (рис. 83) через рычаг 10, серьгу 12 на разжимной рычаг 13.
При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие передается от рычага 13 через штангу 1 к правой колодке 2. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. При этом колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство 3 прижимает левую колодку 14 к опорному пальцу и барабану.
1-штанга; 2,14-колодки (правая и левая); 3 — устройство регулировочное; 4-заглушка;
5 — звездочка; 6 — вал; 7 — щит; 8 — гайка стопорная; 9 — палец эксцентриковый; 10 — рычаг; 11 — рычаг регулировочный; 12 — серьга; 13 — рычаг разжимной
При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 13, опираясь на штангу 1, передает приводное усилие к левой колодке 14. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. Колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство прижимает правую колодку 2 к опорному пальцу и барабану.
По мере износа накладок ход рычага 1 (рис. 84) увеличивается и эффек — тивность тормоза может снизиться. Если рычаг 1 устанавливается на двенадцатом зубе сектора, необходимо отрегулировать зазоры между накладками и барабаном при помощи эксцентрика и звездочки. Для регулировки тормоза необходимо:
1. Опустите рычаг 1 в кабине вниз до упора.
2. Отсоедините тягу 4 от рычага 8 на раздаточной коробке.
Не регулируйте зазоры между накладками и барабаном изменением длины тяги 4, т.к. это приводит к выходу стояночного тормоза из строя.
3. Отрегулируйте зазор между правой колодкой и барабаном, для чего ослабьте на пол-оборота стопорную гайку 8 (см.рис. 83) на эксцентриковом пальце 9 со стороны щита и, поворачивая палец ключом по часовой стрелке, установите зазор 0,3-0,5 мм. Зазор проверяйте щупом через щель в отражателе тормоза. Стопорную гайку затяните, предотвращая поворот пальца.
4. Отрегулируйте зазор между левой колодкой и барабаном. Для этого удалите заглушку 4. Через отверстие в щите тормоза, поворачивая отверткой звездочку 5 сверху вниз, установите зазор 0,3-0,5 мм. Установите заглушку.
5. Выберите свободный ход рычага 8 (см.рис. 84) на раздаточной коробке, вращая против часовой стрелки до заметного увеличения усилия, и проверьте совпадение отверстия в вилке тяги 4 с отверстием в рычаге 8. При необходимости вращением вилки тяги 4 совместите отверстия. Установите палец и зашплинтуйте.
При усилии на рычаге в кабине 350-400 Н (35-40 кгс) собачка рычага 1 должна устанавливаться на 4-8 зубе сектора 3. При прохождении собачкой 2-4 зуба сектора должна загореться лампа сигнализатора включения стояночного тормоза на панели приборов. Регулирование момента включения осуществляется изменением количества прокладок 7 под выключателем 6 сигнализатора.
Рис. 84. Привод стояночного тормоза: 1-рычаг стояночного тормоза; 2-собачка; 3-сектор; 4,9-тяги привода; 5-тяга к крану управления тормозами прицепа; 6 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 7-прокладки регулировочные; 8-рычаг; 10-рычаг регулировочный
Демонтаж и разбор деталей привода стояночного тормоза
- Выполните расшплинтовку и демонтируйте палец, который обеспечивает соединение тяги и рычага.
- Выверните четыре болта кабины, после чего снимите конструкцию кронштейна.
- Выполните расшплинтовку рычажной оси, демонтируйте шайбу и рычажную конструкцию.
- Выверните четыре болта, демонтируйте конструкцию кронштейна в сборе с рычажной конструкцией.
- Разберите кронштейн (потребуется повернуть крепительные рычажные болты на волу и демонтировать рычажную конструкцию в сборе с собачкой, рычагом и тягой собачки).
- Демонтируйте с вала рычажную шпонку.
- Поверните болты, которые обеспечивают закрепление фланца, и болт, обеспечивающий фиксацию рычажной конструкции на волу, а также снимите фланец.
- Выполните выпрессовку вала в сборке со шпонкой из рычажной конструкции и из конструкции кронштейна через проход под фланец.
- Демонтируйте с вала рычажную шпонку; если потребуется, также поверните два болта и снимите сектор.
- Выполните выпрессовку втулки из фланца и конструкции кронштейна.
- Поверните болт и демонтируйте рычажную конструкцию и его шпонку с вала.
- Извлеките из конструкции кронштейна вал в сборе с рычажной конструкцией, напрессованной на шлицевый валовый кончик.
- Отсоединять шлицевый кончик вала от рычага не стоит; если потребуется, выполните выпрессовку втулки из конструкции кронштейна.
- Если накладки износились — в случае, когда от поверхности головок заклепок осталось меньше половины сантиметра — смените их на новые.
- Если рабочая поверхность тормозного барабана и колодок в сборе с накладками сильно износилась (обратите внимание на кольцевые канавки), выточите их до стандартных габаритов.
- Протачивая колодку на специальном оборудовании, не забудьте о базировании. Важный момент: меж кулаком разжима и сухарями колодок нужно поставить пластинки, толщина которых должна составлять один миллиметр.
- Покрытые маслом колодочные накладки нужно обработать, используя неэтилированный бензин, после чего высушить. Те накладки, которые имеют на поверхности «рыхлость» и следы отслоений ввиду термического воздействия, желательно заменить.
- Трещинки и иные дефекты колодок недопустимы. Если ослабли крепления сухарей, обязательно подтяните винты.
Тормозная система урал 4320: устройство, прокачка, схема
Одна из важнейших систем автомобиля — система торможения, основной функцией которой является управление скоростью авто, его остановками и удержанием его в определённом положении посредством силы, возникающей между колёсами автомобиля и дорогой во время остановки.
Благодаря системе торможения обеспечивается изменение скорости движения автомобиля, происходящее по сигналу хозяина авто либо электрических систем. Вторая функция системы торможения — обеспечение неподвижности автомобиля после его остановки. Образование тормозящей силы происходит с участием двигателя, механизма торможения колёс, электронного либо гидравлического замедляющего тормоза, который находится в трансмиссии. Чтобы обеспечить выполнение всех обозначенных функций, на автомобили УРАЛ-4320 устанавливаются 3 вида тормозных систем. Каким должно быть устройство тормозной системы УРАЛ-4320?
- Рабочая тормозная система — применяется на абсолютно всех скоростях машины данной модели для остановки либо только снижения скорости. Начинает действовать практически в момент нажатия на тормоз. Данный вид тормозной системы — наиболее эффективный из всех.
- Стояночная тормозная система — удерживает автомобиль на месте в течение некоторого времени. Позволяет исключить возможность движения автомобиля без водителя.
- Вспомогательная тормозная система — используется на автомобилях, которые имеют значительную массу, для обеспечения их остановки на разных спусках. Нередко работу этой системы обеспечивает автомобильный двигатель.
Устройство тормозного механизма автомобиля Урал 4320 и 5557
Рабочая тормозная система Урала обозначенных марок предназначена для обеспечения постепенного торможения автомобиля частично или до полной остановки, не завися при этом от скорости его движения до начала торможения, особенностей местности (спуск или подъём), специфики дорожного покрытия и других факторов.
Тормозная система Урал
Тормозная система автомобиля Урал моделей сборки 4320 и 5557 имеет привод смешанного типа (пневмогидравлика), состоящий из двух контуров. При этом она отвечает за торможение всех шести колёс, включая прицеп, причём передние и задние притормаживаются отдельно (по мостам).
Процесс торможения запускается посредством педали тормоза из кабины водителя, которая тягами и рычагами соединена с тормозным краном, состоящим из двух секций.
Устройство рабочего тормоза:
- Колёсный цилиндр, состоящий из двух частей, расположенных в одном корпусе.
- Тормозной щит.
- Эксцентрик для регулировки, которая осуществляется поворотом болта с помощью ключа.
- Тормозные колодки, установленные на опорных осях.
- Фрикционная накладка.
- Соединительные элементы – шланги, шайбы, держатели, клапаны и другие.
Устройство рабочего тормоза Урал 4320
Процесс регулировки тормоза
Алгоритм регулировки рабочего тормоза включает в себя следующую последовательность действий:
Регулировка рабочего тормоза Урал 4320
- Используя ключ, необходимо повернуть до упора эксцентрики обеих тормозных колодок.
- Левый эксцентрик необходимо вращать против хода стрелки часов, а правый – по её ходу.
- Ослабить эксцентрики, повернув их в обратную сторону на половину головки осевого болта, что сопоставимо с поворотом ключа на 30 градусов.
- Проделать обозначенные выше действия для всех колёс.
- Проверить правильность регулировки, оценив, имеется ли нагрев барабанов тормозов во время движения Урала.
При настройке тормозов важно соблюдать осторожность и не изменять заводское расположение в тормозных колодках их опорных осей. Настраивать зазоры необходимо только параллельно со сменой фрикционных накладок или самих колодок. Это делается посредством поворота опорных осей и вставки специального щупа, длина которого 200 мм, а толщина зависит от положения края накладки и может иметь значения 0,2 и 0,35 мм. Замасленные накладки требуется тщательно промыть бензином.
Устройство пневмогидравлического привода
На грузовике Урал используется привод смешанного типа, сочетающий в себе функции пневматики и гидравлики – пневмогидравлический, который состоит из двух рабочих контуров для передних и задних колёс, плюс третьего контура, отвечающего за подключение тормозов прицепа (однопроводной или двухпроводной привод).
Гидропневматический привод тормозных механизмов
Два основных контура тормозной системы Урала имеют следующие составляющие:
- Разные воздушные баллоны, расположенные параллельно друг другу.
- Тормозной кран, верхний отдел которого принадлежит первому контуру, а нижний – второму.
- Колёса цилиндров и общий усилитель тормоза (пневматического).
- Второй контур дополнительно включает в себя регулятор тормозных сил.
Пневматический усилитель тормозов автомобиля Урал
Состав третьего контура:
- Отдельный воздушный баллон.
- Специальные клапаны, предназначенные для контроля тормозов прицепа (отдельно для приводов с одним и двумя проводами).
- Соединительные головки для каждого вида привода.
Работает пневмогидравлический привод Урала по следующей схеме:
Составляющие тормозной системы Урал 4320
- Компрессор через регулятор давления направляет воздух в сжатом виде к защитным клапанам (одинарному и тройному).
- Клапаны распределяют полученный воздух между всеми баллонами в каждом независимом контуре.
Все контуры дополнительно оборудованы клапанами контрольного вывода, предназначенными для измерения давления воздуха посредством присоединения к ним манометра. Датчик электрического сигнала приводится в действие (и некоторые другие приборы) воздухом из основных воздушных баллонов, забор из которых осуществляется через тройной клапан защиты.
Как прокачать и отрегулировать
Для проведения регулировки необходимо:
- Провернуть эксцентрики до упора, при этом правая деталь вращается по часовой стрелке, а левая — против. Настройка зазора при помощи оси колодок выполняется только в случае износа тормозящей поверхности.
- Ослабить положение регуляторов на 30°.
- Проверить температуру барабанов в движении. При перегреве или недостаточном замедлении отрегулировать узлы повторно.
Перед тем как прокачать тормозные магистрали, требуется довести давление воздуха в ресиверах до нормы. Поверхности цилиндров и бачков следует тщательно протереть от грязи.
Для удаления воздушных пробок из главных и колесных цилиндров требуется:
- Демонтировать защитную крышку, установленную на штуцере перепускного клапана. После этого на трубку надевается шланг, имеющийся в заводском комплекте инструмента.
- Подготовить чистую стеклянную или пластиковую емкость, вмещающую не менее 0,3 л жидкости. Заполнить тару тормозной жидкостью на 1/2 и опустить в нее свободный конец шланга.
- Отвернуть штуцер клапана на 0,5-0,75 оборота, затем несколько раз энергично нажать на педаль тормоза, отпускание производится плавно.
- Манипуляции продолжаются до прекращения выделения пузырьков газа из трубки. Одновременно производится доливка чистой жидкости в расходный бачок.
- Утопить последний раз педаль тормоза и удержать ее в этом положении. Завернуть штуцер и установить на место крышку.
- По аналогии прокачать цилиндры колес по схеме — средний (левый), затем задний слева и справа. Потом прокачивается узел правого среднего колеса, правое и левое переднее.
- После удаления воздуха из всех магистралей следует довести уровень жидкости в расходном бачке и закрыть крышку.
Если требуется замена жидкости, то производится разборка цилиндров. На рабочее зеркало наносится смазка, предотвращающая коррозию.
УРАЛ 5557 30 (31) — Стояночный тормоз
Рычаг регулировочный в сборе
Колодка тормоза в сборе
Валик с рычагом
Щит тормоза с осью в сборе
Особенности
Тормозная система «Урала» оборудована барабанными механизмами, которые являются полностью взаимозаменяемыми. Сама пневматическая конструкция образует отдельные отсеки тормозов для различных частей машины (прицеп, передний, задний мост). При нарушении работы в одном сегменте за торможение отвечают оставшиеся в работе аналоги.
Ниже приведена схема главного цилиндра с пояснениями.
- Фронтальный пневмоцилиндр.
- Проставочный элемент.
- Радиальное гнездо.
- Задний пневматический цилиндр.
- Шток.
- Винт стяжной.
- Гайки.
- Индикатор.
- Главный цилиндр.
- Пробка.
- Резервуар для тормозной жидкости.
УРАЛ 4320 40 (41) — Стояночный тормоз
Рычаг регулировочный в сборе
Читайте также: Технические характеристики автомобиля ГАЗ 32214 2.9 (1996). Технические характеристики газ 32214
Щит тормоза с осью в сборе
Колодка тормоза в сборе
Валик с рычагом
Ручной тормоз Урала
Стояночный тормозной механизм Урала (ручной тормоз) предназначен для торможения Урала во время стоянки и на уклонах (во время движения применяется только в экстренных случаях). Привод ручного тормоза механический, а рычаг расположен сбоку от водительского кресла под правой рукой.
Рычаг ручного тормоза связан и с рычагом торможения прицепа – при поднятии его в верхнее положение запускаются также тормоза прицепа.
Стояночный тормозной механизм Урала
Принцип действия ручного тормозного механизма Урала такой:
- При поднятии рычага усилие от него, минуя промежуточный, передаётся на разжимной рычаг.
- От рычага через штангу импульс переходит на одну из колодок – если барабан вращается против хода стрелки часов, то к левой, по ходу – к правой.
- Колодка отсоединяется от опорного пальца, прижимается к барабану, проворачивается по ходу вращения и прижимает вторую колодку.
Регулировка зазора тормозных колодок автомобиля Урал-4320
Регулировка ручного тормоза: настраиваем «ручник» правильно
Одним из элементов тормозной системы является ручной (стояночный) тормоз или, как его называют автомобилисты, ручник. Именно этот элемент удерживает авто в недвижимом состоянии, когда это необходимо.
Автовладельцу точно не известно, когда ему может потребоваться отрегулировать ручной тормоз (а многие не пользуются им вовсе). Но не стоит относиться пренебрежительно к данному элементу тормозной системы, так как от него может зависеть безопасность на дороге (кстати, пройти техосмотр с неисправным ручником не получится).
Тем более, что процесс регулировки ручника – один из самых простых процессов самостоятельного ремонта автомобиля. Для его осуществления достаточно обладать базовыми знаниями об устройстве автомобиля.
Зачем нам нужен исправный ручник
Ручной тормоз – это элемент тормозной системы автомобиля, который выполняет функцию блокировки колёс относительно оси передвижения транспортного средства, и обеспечивает таким образом устойчивость автотранспортного средства на поверхности передвижения (в том числе и на поверхности с уклоном).
Исправный ручник выполняет такие функции:
1. Обеспечивает устойчивость автомобиля на дорожной поверхности во время стоянки или на склонах.
2. Помогает в осуществлении экстренного торможения.
3. При наличии навыков с его помощью можно войти в управляемый занос.
4. При поломке ножного тормоза, может выполнять его функции.
Но стоит заметить, что использовать ручной тормоз как постоянный тормозной элемент (вместо ножного тормоза) нельзя, ведь его основное предназначение – фиксировать авто во время стоянки. Если же необходимо использовать ручник при торможении во время движения, его не рекомендуется резко натягивать, так как это спровоцирует занос автомобиля.
Устройство и принцип действия ручного тормоза довольно просты. Он состоит из трёх основных компонентов:
1. Механического привода.
2. Исполнительного механизма.
3. Управляющего узла.
Механический привод выполнен в виде троса ручного тормоза. Этот трос производит воздействие на задние тормозные колодки или же на трансмиссию (в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля). Коромысло, установленное в ручном тормозе, обеспечивает равномерное натяжение троса на двух тормозных колодках.
Исполнительным механизмом ручного тормоза выступают тормозные колодки задней оси, привод которых может осуществляться не только от рычага ручника, но и от ножной педали тормоза. Сделано это для простоты конструкции и для более облегчённого обслуживания автомобиля.
Ручник приводится в действие управляющим узлом, представленным рычагом ручного тормоза с храповиком, который управляет натяжением троса. Он располагается между сидением водителя и сидением пассажира в центральном тоннеле. На авто с автоматической трансмиссией вместо рычага присутствует ножная педаль стояночного тормоза.
О включении ручника сигнализирует датчик в виде лампочки на приборной панели. Этот датчик помогает водителю ориентироваться, когда включён ручник и не забывать снимать авто с ручника перед началом движения. В некоторых авто, если двигаться с включённым ручником, раздастся звуковой сигнал, что очень удобно, ведь зачастую водители забывают отключать ручной тормоз.
Когда нужна регулировка ручного тормоза
Диагностику ручника следует проводить примерно один раз на месяц или через каждые 30 тысяч километров пробега. При подозрениях на поломку проводить диагностику ручника можно и чаще, тем более, что она очень проста в выполнении.
Рассмотрим два способа самостоятельной диагностики работоспособности ручного тормоза.
1. Первый способ. Заехать на крутой склон и потуже затянуть рычаг. Если автомобиль устоит на этом склоне, то ручной тормоз в порядке. Если же эксперимент закончился неудачей и автомобиль не остановился, то необходимо полностью натянуть на себя ручник и посмотреть, продолжиться ли движение. Движение продолжилось? Это явный признак необходимости ремонта или регулировки ручного тормоза.
2. Второй способ. Ручной тормоз полностью до отказа натянуть, включить первую передачу, педаль сцепления отпускать плавно. Если ручник исправен, то двигатель заглохнет. Если же ручник неисправен, то автомобиль начнёт медленное движение. Это явный признак необходимости отрегулировать ручник или произвести его ремонт.
Причинами неисправности ручного тормоза могут быть следующие:
1. Сильное ослабления натяга тормозного троса.
2. Изношенность тормозных накладок.
3. Увеличение зазора между тормозными барабанами и колодками.
Когда же нужно проводить регулировку ручного тормоза?
Регулировка ручного тормоза необходима в следующих случаях:
1. Была произведена замена тормозных колодок.
2. Была произведена замена тормозных барабанов (тормозных дисков).
3. Была произведена регулировка положения тормозных колодок.
4. Была произведена замена тормозного торса в ручнике.
5. Была произведена обратная установка регулировочного приспособления.
6. Ход тормозного рычага сильно увеличился (до 10 зубцов).
Чтобы устранить проблемы с ручным тормозом можно либо сразу обратиться на станцию автосервиса, либо попробовать устранить неисправность самостоятельно. Отрегулировать ручник самостоятельно несложно и с этой операцией справиться любой человек, у которого есть базовое представление об устройстве автомобиля.
Но регулировка ручного тормоза должна осуществляться в специально предназначенном для ремонта месте и с соблюдением всех правил собственной безопасности. Перед проведением ремонта обязательно следует уточнить, ручник какой именно конструкции установлен в автомобиле, заглянув в инструкцию по эксплуатации транспортного средства.
Натяжка ручного тормоза – ваши действия
Ремонт ручного тормоза обычно сводится к замене троса. Но в большинстве случаев для возобновления работы ручника, достаточно просто произвести его натяжку. А это под силу каждому водителю.
Если ручной тормоз отрегулирован верно, количество щелчков во время затяжки рычага должно быть 5-6. Если количество щелчков меньше или больше, значит нужно провести процедуру регулировки.
Регулировка стояночного тормоза, вне зависимости от его конструктивных особенностей, основана на принципе регулировки зазор между тормозными колодками (накладками) и тормозными барабанами (дисками). Регулируют этот зазор, изменяя длину троса ручного тормоза (его натяжение), который располагается под салонной панелью в нижней части тормозного рычага.
Регулировку натяжения ручного тормоза желательно производить в смотровой яме, на подъёмнике или на эстакаде. На крайний случай можно воспользоваться домкратом и установить под заднюю часть автомобиля опорные козлы. Есть модели автомобилей, в которых регулировка натяга ручника производится прямо в автомобильном салоне (об этом можно уточнить в инструкции об эксплуатации). В таком случае не придётся заморачиваться с поднятием автомобиля.
Натяжка ручного тормоза состоит из таких этапов:
1. Поднять автомобиль и установить его на опору (чтобы иметь доступ к днищу авто).
2. Поднять рычаг ручного тормоза на 1-3 щелчка.
3. Найти и ослабить контргайку от регулировочного устройства через отверстие в тормозном барабане.
4. Завернуть регулировочную гайку и проследить натяжение троса тормозов.
5. Если натяжение троса не осуществилось, то необходим профессиональный ремонт ручного тормоза с заменой его троса. Для этого лучше обратиться к специалистам.
6. Если натяжение прошло удачно, необходимо проверить работу ручника, потянув рычаг «на себя». После этого попробовать покрутить заднее колесо руками. Оно не должно вращаться без усилий. После этого нужно затянуть контргайку, отпустить рычаг ручника и провести ещё один подобный тест. В этом случае колесо должно свободно крутиться.
7. Опустить автомобиль на землю и протестировать работу ручного тормоза в реальных условиях езды. Если что-то происходит не так и есть подозрение, что неисправность не была исправлена, следует ещё раз пройти описанные этапы или обратиться к мастеру-ремонтнику в автосервисе.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
Основная информация
Система торможения обеспечивает перемену скоростей передвижения машин, которая происходит по сигналу владельца автомобиля или электрического руководства. Вторым назначением считается сбережение транспортного средства в неподвижном состоянии по отношению к дорожному покрытию, во время остановки. Тормозящая сила образовывается благодаря машинному двигателю, механизму торможения колес машины, электронному или гидравлическому замедляющему тормозу, располагавшемуся в трансмиссии. Для обеспечения функционирования всех ранее перечисленных функций на авто марки Урал 4320 устанавливают три типа тормозных систем. Следственно возникает вопрос, какие именно системы торможения устанавливаются на авто марки УРАЛ 4320?
- Рабочий тормозная система. Эта система используется на всех без исключения скоростях автомобиля Урал 4320 для полной остановки или уменьшения скорости. Причем она начинает работать почти одновременно с нажатием на тормоз. Этот тип является почти самым эффективным в сравнении с другими.
- Стояночная тормозная система. Необходима для удержания транспортного средства на месте на протяжении какого-то определенного периода времени. Именно благодаря ей исключается возможность передвижения машины без команды владельца автомобиля.
- Вспомогательная тормозная система. Вспомогательный тип применяется на машинах, имеющих большой вес, для остановки на различных спусках. Очень часто так происходит, что функционирование данной системы обеспечивается благодаря машинному двигателю, на котором трубопровод закрывается с помощью заслонки.
Также автомобили оснащаются аварийной растормаживающей системой на стояночный тип тормозов, приводом тормозов прицепа, аварийной сигнализацией о функционировании системы торможения и системой контроля. Также может устанавливаться запасная тормозная система, которая применяется тогда, когда главный блок неисправен. Такой тип блока торможения может быть 2 типов, автономным или же частично функционирующим благодаря рабочей системе.
Тормозная система авто Урал 4320 оснащается такими механизмами и аппаратами:
- Тормозной механизм;
- Тормозной кран;
- Пневматические цилиндры;
- Автоматический регулятор сил торможения;
- Ресиверы;
- Манометр;
- Датчики;
- Клапаны;
- Компрессор;
- Регулировочный рычаг;
- Распределитель влаги;
- Регулятор давления;
- Пневмопровод;
- Кран для прицепа;
- Четырехконтурный защитный клапан;
- Механизм вспомогательной системы торможения.
Принцип функционирования механизма торможения
Давайте рассмотрим принцип действия тормозящей системы Урал 4320. При нажатии на педаль тормоз нагрузка будет переходить к усилителю, создающему дополнительное сопротивление на главном цилиндре. Поршень такого цилиндра сгоняет всю жидкость в цилиндрах машинных колес при помощи трубопроводов. Причем одновременно с этим процессом увеличивается давление жидкости привода. С помощью поршней цилиндров машинных колес тормозящие колодки перемещаются к дискам, или барабанам.
После нажатия на педаль тормоз возрастает давление жидкости, а значит, активируются механизмы остановки, которые замедляют вращение машинных колес и образовывают силы торможения в тех местах, где машина контактирует с дорожным покрытием. Причем чем больше будет прикладываться сила к педали, тем эффективнее и быстрее произойдет остановка автомобильных колес. Давление жидкости в момент остановки может достигать от десяти до пятнадцати мегапаскалей.
В момент окончания остановки педаль при воздействии пружины возврата переходит в обратное положение. Также в обратное расположение переходит поршень основного цилиндра. Части пружин отводятся от барабанов при помощи колодок. Тормозная жидкость переходит в основной цилиндр из цилиндров автомобильных колес благодаря трубопроводам. Таким образом, проходит понижение давления системы торможения Урал 4320. Эффективность системы торможения сильно увеличивается благодаря использованию устройств безопасности транспортного средства.
Вспомогательный тормоз
Вспомогательная система торможения Урала предназначена для использования на длительном спуске. Кнопка управления находится на полу кабины. При нажатии на неё происходит следующее:
Механизм вспомагательного тормоза автомобиля Урал
- В пневматические цилиндры поступает сжатый воздух, который воздействует на поршни и перемещает их.
- Поршни перекрывают заслонки – в выпускных газопроводах создаётся противодавление и происходит притормаживание.
- В тот же момент импульс подаётся и на тормоза прицепа.
Регулировка пневмогидропривода
Схема привода рабочих тормозов Урала
Пневмогидропривод Урала не требует регулировки и не нуждается в техническом обслуживании.
Проверка герметичности отдельно пневматической системы осуществляется по резкому снижению давления на манометре с двумя стрелками (не ниже 700 кПА), который имеется среди контрольных приборов водителя в кабине. После остановки двигателя (педаль тормоза не зажата) стрелки манометра не должны сильно дёргаться и заметно перемещаться. То же самое должно наблюдаться при зажатой тормозной педали в течение 20 секунд. В то же время производится оценка герметичности гидравлической части.
Проверка работоспособности всего привода осуществляется посредством оценки давления (650–800 кПа) во всех трёх контурах на присоединённых к контрольным клапанам манометрах.
Рекомендации
В третьем контуре имеется отдельный резервуар для воздуха, специальные клапаны для контроля работы колес прицепа. Туда же входят соединительные головки, отличающиеся конфигурацией, в зависимости от того, для какого привода они предназначены. Третий контур отвечает за остановку прицепа.
Работает компрессор во взаимодействии с регулятором, посылающим воздушный поток к предохранительным клапанам, которые распределяют полученную смесь между всеми резервуарами в каждом контурном отсеке. Все камеры оснащаются манометрами, позволяющими контролировать показатель давления.
Источник https://gto-avto.ru/kran/ruchnoj-tormoz-ural.html
Источник https://avto-layn.ru/gruzovoj-transport/ruchnoj-tormoz-ural.html
Источник https://gc-ug.ru/dlya-perevozok/ruchnoj-tormoz-ural.html