Рисунок протектора шин: есть ли разница
В межсезонье автовладельцам необходимо «переобувать» машину. Решили купить новый комплект шин? Рекомендуем узнать об отличиях протекторов автомобильной резины.
- Виды рисунка протектора
- Сезонные виды протекторов
- Для чего нужны шипы
Протектор – это поверхность шины, непосредственно контактирующая с дорогой. У протектора имеется рисунок, который определяется типом и направлением специальных канавок. Использование рисунка улучшает сцепление автомобильных шин с дорожной поверхностью и помогает с управлением в разную погоду и сезоны.
Выбор типа рисунка протектора шин должен основываться на характере езды, качестве дорог и климатических особенностях. От этого зависит безопасность поездки, а также скорость износа автомобильной резины.
Виды рисунка протектора
За различия в типах рисунка у протектора шин отвечает два параметра:
- направление;
- симметричность.
Направленность рисунка протектора показывает, есть ли общий вектор у канавок. Так, у направленных шин он един – V-образный и «смотрит» в одну сторону.
Симметричность рисунка указывает на однообразие порядка блока канавок с левой и правой стороны шины. Так происходит разделение на внутреннюю и внешнюю части у покрышек.
Сочетание обоих параметров позволяет выделить несколько типов рисунка протектора:
- симметричный ненаправленный
- симметричный направленный;
- асимметричный ненаправленный;
- асимметричный направленный.
Симметричный ненаправленный
Это протектор с однообразным по всей поверхности шины рисунком. Здесь нет ни направления, ни строго определенных сторон. Это универсальные и надежные шины по низкой цене. Преимуществом станет простота монтажа и взаимозаменяемость (проще контролировать износ). Также это идеальный вариант для «запаски».
Создают такой тип протектора как для летних, так и для зимних шин. Однако наиболее популярно использование в сухое и теплое время года. Резина с симметричным ненаправленным рисунком подойдет тем, кому важно удобство управления машиной, а не скоростные характеристики. Если большая часть запланированных поездок – это спокойная езда в черте города, выбирайте такой рисунок протектора.
Среди недостатков выделяют слабую управляемость на высокой скорости и во время осадков. Попадание колес в лужу на трассе на таких шинах чревато потерей управляемости.
Шины с таким протектором – базовый комплект большинства новых авто. Однообразный по всей ширине ненаправленный рисунок применяется и для внедорожных автомобилей со смешанным циклом передвижения.
Симметричный направленный
Распознать шины с симметричным направленным рисунком несложно – у них отличительный узор-елочка по ширине покрышки. Четкое направление канавок предназначено для отвода воды, снежной массы и грязи в месте соприкосновения шины с поверхностью дороги. Такие шины рекомендуется ставить на заднеприводные авто, более склонные к заносу на мокром асфальте или заснеженной дороге.
Во время монтажа таких шин следует придерживаться правила: верхушка «елочки» при вращении должна касаться дороги первой, то есть смотреть в противоположную движению машины сторону. Для удобства большинство производителей указывают на боковине симметричных направленных шин подсказки: стрелку направления вращения и надпись «Rotation». Это позволяет избежать неправильной установки.
При езде на летних направленных шинах требуется полное сцепление с дорогой, поэтому на них лучше не съезжать на «грунтовку». Среди недостатков направленных шин отмечают шумность.
Асимметричный ненаправленный
Для улучшения скоростных качеств автомобиля и повышения маневренности используют асимметричные покрышки. Они имеют две стороны: внешняя часть покрышки выполнена из резины более грубой фактуры, так как испытывает большие нагрузки, чем внутренняя. Это дает лучшую управляемость на поворотах и при перестроении на скорости.
На внутренней части расположены меньшие по размеру шашки протектора и широкие канавки. Это лучше отводит воду и улучшает сцепление.
Для правильной установки производители подписывают внутренние (Inside) и внешние боковины (Outside).
Отличает такие покрышки высокая стоимость. Цель применения – езда на скоростных авто по асфальту.
Асимметричный направленный
Наиболее редкий вид рисунка протектора. Сочетает в себе все положительные качества других типов рисунков: отлично отводит воду, держит скорость, не деформируется во время сложных поворотов. В средней части протектора имеется продольное ребро – помогает сохранить высокую курсовую устойчивость. Использование таких покрышек оптимально для тех, кому важна одинаковая управляемость, как в сухую, так и в мокрую погоду.
Шины с асимметричным направленным рисунком не универсальны: во время монтажа требуют особой внимательности. Необходимо учитывать не только внутреннюю и внешнюю стороны, но и направление движение колеса.
Сезонные виды протекторов
Рисунок протектора и состав шины отличается в зависимости от сезонности.
Летние шины обладают более жестким составом резиновой смеси протектора по сравнению с зимними: для борьбы с аквапланированием (потерей сцепления с влажной дорогой) и достижения высоких показателей управляемости.
У рисунка протектора зимних шин блоки рассечены на более мелкие элементы несколькими канавками. Это придает мягкости шине (чтобы не «дубела» на морозе) и увеличивает сцепление на скользкой дороге. Зимние шины разделяют по типу рисунка протектора на два вида:
- скандинавский;
- европейский.
Скандинавский тип
Это рисунок с прямоугольными и ромбовидными блоками. При этом расстояние между элементами протектора достаточно велико. Боковые грани более острые. По структуре мягче, чем европейские шины.
«Грубый» рисунок позволяет шине с легкостью продавливать ледяную или снежную корку, предотвращать налипание грязи и лучше тормозить на льду – хороший вариант для езды по плохоочищаемым улицам и за городом.
Европейский тип
Предназначен для «мягкой» зимы и очищенных от снега дорог. В сильный снегопад на европейских шинах передвигаться будет проблематично.
Такие покрышки эффективно выводят снег с водой. Рисунок не грубый, а грани имеют более плавный переход. Европейская резина тверже – использование жесткого материала повышает износостойкость. Шины европейского типа «проживают» примерно 5 сезонов, в отличие от скандинавских, которые нужно менять каждые 2-3 сезона.
Для чего нужны шипы
Для дополнительной устойчивости при езде на заснеженных и заледенелых дорогах можно использовать зимнюю шипованную резину. Удобно, если погода зимой переменчива, и гололед может возникнуть в любой момент, а дороги чистят нерегулярно.
Полезно будет пару зим ездить на «шипах» и начинающим водителям.
К недостаткам шипования относят шумность и увеличение тормозного пути на чистом асфальте. На льду длина тормозного пути наоборот уменьшается.
Задумались о покупке новых шин на авто? Не стоит недооценивать важность правильного выбора рисунка протектора – от него зависит управляемость машиной как в сухую погоду, так и во время дождя или снега. Выбирайте новые покрышки в нашем каталоге!
Какой рисунок протектора лучше для летней резины – виды и типы протекторов
Летние шины с асимметричным протектором универсальны в контексте различных погодных условий и хорошо себя проявляют при спокойной и более агрессивной езде. Неравномерный узор покрышки разделен на конкретные функциональные зоны.
Рисунок протектора автошин влияет на уровень сцепки с трассой, устойчивость автомобиля, комфорт езды, звукоизоляцию. Поверхность шины, исчерченная многочисленными водоотводящими каналами и кромками, обеспечивает непосредственный контакт с дорожным покрытием. Именно эта часть покрышки отвечает за сцепление с поверхностью в различных условиях, износостойкость. Поэтому важно знать, какой протектор лучше для летней резины.
Рисунок протектора: на что влияет
Лучший протектор для летней резины должен соответствовать 3 ключевым критериям:
- Безопасности. Наименьший тормозной путь на мокром или сухом асфальте.
- Управляемости. Отличное сцепление и курсовая устойчивость.
- Комфорту. Шумоизоляция и низкий уровень колебаний.
Рисунок протектора для летних шин
Рисунок протектора влияет на сцепление с разными типами поверхностей, управляемость, вхождение в повороты, расход топлива.
Типы рисунков протектора
Существует 3 вида рисунка протектора:
- Симметричный ненаправленный. Повторяет контуры на внутренней и внешней части шины. Симметричный тип не привязан к конкретному направлению движения. На такой резине отсутствуют соответствующие маркировки и шину можно монтировать любой стороной.
- Симметричный направленный. Внешний рисунок копирует линии внутренней части, но в зеркальном отражении. Канавки образуют направленную в одну сторону елочку. Шины следует монтировать строго по обозначению на маркировке.
- Асимметричный. Абсолютно разный рисунок на левой и правой части протектора. Способ установки – строго по маркировке, указанной на шине.
Симметричный ненаправленный
Такая структура протектора содействует лучшему управлению по сухому и влажному асфальту. Другие достоинства симметричной гравировки:
- бесшумность;
- комфортная езда;
- универсальность.
Как правило, шина наделена более мягкой боковиной и не любит высоких скоростей (адаптирована под спокойную езду в городских условиях).
Симметрично-узорная резина – наиболее экономный тип покрышек. Такие шины часто входят в базовую комплектацию новых автомобилей (кроме спортивных или дорогих машин).
Асимметричный рисунок: особенности
Летние шины с асимметричным протектором универсальны в контексте различных погодных условий и хорошо себя проявляют при спокойной и более агрессивной езде. Неравномерный узор покрышки разделен на конкретные функциональные зоны.
Внешний сегмент «асимметрии» состоит из более жестких блоков, подходящих для сухой поверхности и повышения стабильности автомобиля во время совершения маневров. Внутренняя часть протектора испещрена широкими прорезями, снижающими риск аквапланирования при езде по лужам.
Бока асимметричных шин делают разной жесткости: каждый сегмент покрышки рассчитан на определенный уровень нагрузки. Внешняя сторона испытывает большую нагрузку, соответственно, располагает жесткой боковиной. Внутренняя – мягче, поскольку менее нагружена.
Именно различия в жесткости улучшают сцепные показатели шин с асимметричным рисунком протектора. Из-за сложности узора, продвинутых технологий при изготовлении продукции этот тип колес относят к высоко-ценовому сегменту.
Направленный узор протектора: особенности
Особенности рисунка – спортивный дизайн, отличная работа на мокрой поверхности. Направленное расположение ламелей обеспечивает повышение скоростных качеств, противостоит аквапланированию на мокрых дорожных полотнах.
Шины особенно демонстрируют отменную эффективность при езде по лужам, поскольку однонаправленный рисунок содействует отводу влаги, препятствующей соприкосновению точки контакта с дорогой.
Протектор для летних шин
Направленный рисунок протектора лучше для летней резины любителям смелого и уверенного вождения. На этой покрышке можно вполне осуществлять дальние пригородные поездки или длинные переезды по междугородным магистралям.
Среди основных недостатков резины – затруднительное преодоление поворотов на высоких скоростях. А для лучшей дренажа прорези на направленном рисунке зачастую делают слишком мягкими, это может отрицательно влиять на курсовую устойчивость автомобиля.
Широкий или узкий профиль
Дополнительный фактор, влияющий на эксплуатационные качества шин, – ширина протектора. Широкие шины предлагают большее пятно контакта, что обуславливает лучшую курсовую устойчивость автомобиля. Такой профиль отлично эксплуатируется на ровных асфальтовых поверхностях.
При езде по бездорожью, из-за слишком широкого протектора, автомобиль начнет рыскать и подпрыгивать. Причина неустойчивости – потребность широкой покрышки захватывать больший участок поверхности. И на неровных дорогах не избежать потери прямолинейности вектора движения.
При этом большая плотность прилегания уменьшает колебания и повышает расход топлива. Собственно широкий профиль больше адаптирован под качественные асфальтированные дороги.
Узкие шины при скоростной езде по асфальтированным дорогам менее устойчивы, поскольку у них меньше пятно контакта. В то же время уменьшенная контактная зона работает в плюс на неровных поверхностях, поскольку снижает сопротивление качению и расход топлива.
Следовательно, узкий протектор лучше для летней резины при езде по бездорожью. Также такие покрышки нормально работают на асфальте, но при условии размеренного и неагрессивного вождения.
Сезонные виды протекторов
Чтобы понять какой протектор лучше для летней резины, важно знать принцип работы «узора» на различных типах покрышек.
Различают три вида шин:
- Зимние. Для лучшей сцепки с ледяными поверхностями делают из особой, не теряющей эластичности под воздействием низких температур, резиновой смеси.
- Летние. Изготавливают из высокопрочной твердой резины, рассчитанной на езду по горячему асфальту при температуре не ниже 7 градусов. Мягкая зимняя резина не пригодна для лета, поскольку на горячей трассе быстро стирается рисунок протектора. Это влечет потерю эксплуатационных качеств и износ колеса.
- Всесезонные. Тип средних по жесткости покрышек, для круглогодичного использования, при условии умеренного климата. Демисезонные колеса не подходят для знойного лета и суровой зимы.
Выбор резины на лето
Сохранение эластичности зимних покрышек – обязательный критерий для стабильной управляемости и комфортной езды в условиях сильных морозов. Это объясняется тем, что более твердая летняя резина дубеет, теряет сцепные качества на обледеневшей дороге и машина становится абсолютно неуправляемой.
Европейский протектор
Эффективно работает в умеренно холодные зимы. Как правило, это колеса всесезонного типа «липучки». Рисунок выполняют в виде сети из водоотводящих канавок и тонких прорезей – ламелей, работающих как присоски.
Подходящие условия для эксплуатации европротектора – мягкий зимний климат и трассы, с которых регулярно счищают снег и периодически обрабатывают реагентами. Автомобиль, экипированный такой резиной, достаточно уверенно ведет себя на мокрых дорогах, укрытых подтаявшим, рыхлым снегом.
Скандинавский протектор
Эксплуатируют в условиях суровых зим. Для изготовления скандинавской шины используют специальный, эластичный компаунд, не теряющий гибкость, даже под воздействием сильно низких температур.
Резину оснащают агрессивным рисунком с острыми гранями и, помимо обеспечения курсовой устойчивости, он выполняет задачу по сцепке со сложной замерзшей поверхностью. Некоторые протекторы скандинавского типа снабжают специальными боковыми грунтозацепами, для снижения пробуксовки и прохождения глубоких сугробов.
Скандинавки бывают шипованными и без шипов. Шипованная резина обеспечивает превосходную сцепку, максимальную устойчивость и адекватное управление автомобилем, даже при езде по гладкому льду.
Как измерить высоту протектора
Разумеется, шипованные покрышки абсолютно не пригодны для летних условий. Ее одевают исключительно во время крепких морозов. Минус шипов – сильный шум, который они создают при езде.
Оптимальный рисунок для летней эксплуатации
Однозначного ответа, какой рисунок протектора лучше для летней резины, не существует. Все зависит от характера дорожного покрытия и стиля езды:
- Для любителей скоростной шоссейной езды лучший тандем – широкий профиль и ассиметричный рисунок протектора.
- Под размеренную езду подойдет дешевая, но сердитая «симметрия».
- Направленный протектор больше склонен к влажным поверхностям, а на сухих дорогах теряет курсовую устойчивость и быстрее изнашивается.
Какой должна быть остаточная глубина протектора
Важный момент при выборе летних шин – глубина прорезей протектора. Этот параметр, помимо ездовых качеств, напрямую влияет на скорость износа резины. Также существуют правовые стандарты, ниже которых глубина протектора недопустима по правилам ПДД.
Согласно главе 5 правил дорожного движения, минимальная глубина рисунка протектора для легковых автомобилей составляет 1,6 мм. Предельная норма для зимней резины – 4 мм.
При покупке шин стоит обязательно учитывать критерий глубины протектора и измерять данный индекс. Особенно на это важно обращать внимание во время приобретения бу колес, поскольку слишком мелкая по глубине прорезь обусловит непригодность к эксплуатации бывшей в употреблении покрышки.
Обязательно измеряйте глубину прорези протектора. Измерения можно проводить тонкой металлической линейкой, штангенциркулем, глубиномером или специальным электронным измерителем. На некоторых покрышках выбиты соответствующие размеры, которые можно оценить визуально. Будьте внимательны при выборе шин, тщательно изучайте продукт и только потом покупайте резину.
Как рисунок протектора защищает шину и влияет на качество движения
Протектор в переводе с латыни означает «защитник», «покровитель». В ходовой части современного автомобиля протектор полностью выполняет обе роли:
- защищает внутреннюю часть шины от повреждений при контакте с дорожным полотном
- способствует раскрытию динамических возможностей автомобиля, безопасности движения, комфорту водителя, пассажиров и грузов
- улучшает управляемость автомобилем, корректирует сцепление с дорогой, работу под нагрузкой, препятствует истиранию материала.
Перечисленные свойства зависят в основном от состава резины, жесткости каркаса и рисунка протектора шины. Теперь, понимая что такое протектор, рассмотрим, как рисунок протектора может повлиять на ходовые качества и силовой потенциал автомобиля.
Разнообразие дизайнов протектора в продаже осложняет выбор конкретных автопокрышек для автовладельца. Если технические характеристики шины прописаны на боковине конкретными цифрами, то узнать, как влияют элементы рисунка на общие ходовые качества довольно-таки сложно.
Очевидно, что камерные шины ТТ (Tube Type) полностью защищены покрышкой и находятся внутри, а бескамерные TL (Tubeless) защищены от проколов составом корда, от истирания жестким материалом резины. В чем же значение рисунка протектора?
Параметры протектора на летних колесах
Протекторы летних шин обеспечивают надежное сцепление на сухом и мокром покрытии в летний сезон, защиту от механических повреждений и устранения аквапланирования на мокром асфальте. Для рисунка протектора летней резины характерны невысокая глубина протектора и наличие дренажных канавок. Боковые канавки противостоят аквапланированию, центральные усиливают курсовую устойчивость автомобиля.
В зависимости от типа покрытия, для хорошего сцепления и уверенного маневрирования производители предусматривают глубину протектора от 6 до 8мм.
Минимально допустимая глубина протектора летней шины до 1,6 мм, ниже этой величины транспортное средство считается неисправным, эксплуатация его запрещена.
В зависимости от типа покрытия и конкретной модели автомобиля производитель рекомендует использовать шоссейные, универсальные и грязевые шины, рисунок протектора которых существенно различается, соответственно предполагаемым условиям движения.
На шоссейных покрышках наличие продольных канавок для отвода воды во время дождя имеет решающее влияние на возможность аквапланирования. Поперечные детали влияют на длину пути торможения и сцепление с асфальтом. Идеальным вариантом летних шин для городских дорог будет симметричный рисунок протектора, благодаря хорошей управляемости и комфортному уровню шума. Симметричный рисунок также хорошо работает в спокойном стиле вождения на средних скоростях.
от 3990 р.
Грязевые шины хорошо работают с асимметричным рисунком протектора. Хорошая курсовая устойчивость на мокрых грунтовых покрытиях обеспечена водоотводящими канавками по краям. Проверить направление монтажа можно по маркировке на боковине шины (Rotation со стрелочкой в направлении движения), иногда это видно по протектору – водоотводные канавки всегда «смотрят назад».
Универсальные шины для летнего сезона с маркировками M+S и 3PMSF оснащены симметричным направленным рисунком с глубоким протектором. Они не только хорошо держат курс, устойчивы на поворотах, с их асимметричным направленным рисунком удается избежать заносов.
Рисунок протектора на зимней резине
Протектор зимней резины обоснованно отличается от рисунка летней. Во-первых, высота протектора у зимних шин выше – 7-10 мм. Во-вторых, в рисунке заметны крупные блоки разной формы, принимающие активное участие в сцеплении со снежными и ледяными покрытиями. Курсовая устойчивость в зимний сезон поддерживается ламелями, за управляемость на поворотах без заносов отвечают сильные плечевые блоки.
Существует два типа рисунка протектора зимних колес – европейский и скандинавский. Их различия обусловлены разными метеорологическими условиями в зимний сезон, как следствие, разными требованиями к свойствам:
- протектор европейского типа похож на дождевые шины, так как мягкая зима с постоянными оттепелями в первую очередь ставит требования отвода воды. Долговечность «европейских» покрышек до 5 сезонов.
- в скандинавском типе протектор более глубокий (10мм и выше), ламели усиливают сцепление с дорогой для борьбы со снежной кашей. Применяется особый вид ламелей, с расширением надреза ко внешней части плеча. Благодаря такому рисунку, фрикционная резина держит курс ничем не хуже шипованной. В скандинавской резине часто встречаются покрышки с возможностью самостоятельной ошиповки, популярна готовая заводская шипованная резина. Долговечность «скандинавского» типа 2-3 сезона.
Допустимая глубина износа протектора зимних шин составляет до 4мм с зимней маркировкой и шин межсезонья с обозначением M+S.
В дизайне зимних шин используются те же комбинации типов рисунка протектора, что и в летних – симметричные, несимметричные, направленные и ненаправленные. При монтаже направленных шин обязательно сверить маркировку надписью rotation с фактически установленным направлением покрышки. Для асимметричных шин проверить надписи inside/outside.
Как протектор влияет на свойства шины
Сочетание симметричных, несимметричных, направленных и ненаправленных элементов рисунка с рельефными блоками продумано для взаимосвязи технических параметров протектора с дорожными условиями и безопасностью автомобиля на дороге. Рассмотрим возможные комбинации:
- симметричный ненаправленный рисунок наиболее универсальный. Его часто устанавливают как базовый вариант в новых автомобилях. Подходит для езды на асфальтных дорожных покрытиях при спокойном стиле вождения. Шины с таким рисунком неустойчивы на мокрой дороге, лужах. Зато, благодаря рисунку шину легко заменить, использовать как запаску, что делает их экономичными.
- симметричный направленный рисунок хорошо отводит воду, препятствует аквапланированию. Рекомендуется для заднеприводных автомобилей, склонных к заносам на разных покрытиях. Уровень шума выше среднего.
- асимметричный ненаправленный узор протектора хорошо держит скорость, подходит для маневрирования на трассе. Хорошо отводит воду внутренней частью, устойчив на поворотах из-за жесткости внешней стороны шины. Что ж, за качество нужно платить
- асимметричный направленный идеально подходит для всех дорожных покрытий и стилей вождения: отлично удерживает курс на скорости, управляемый в любую погоду, резина не деформируется при выполнении поворотов. Из-за особенностей монтажа возникают проблемы с заменой, что делает ее неэкономичной. И в самом деле, такой тип рисунка встречается редко.
Отдельные элементы и место их расположения на протекторе также важны для эксплуатационных свойств автомобиля:
- центральное продольное ребро повышает курсовую устойчивость автомобиля, шина быстро реагирует на движение руля. Хорошо ведет себя на скоростях
- продольные канавки по центру шины выполняют функции водоотвода, вспомогательную функцию выполняют диагональные бороздки
- широкие плечевые квадраты помогают преодолевать повороты, устойчиво держась на курсе
- мелкие боковые ламели в зимних шинах повышают сцепление на снежной дороге
- крупные продольные пробелы между зимними ламелями также улучшают сцепление
- поперечные разрезы ламелей в плечевой части отвечают за водоотведение в сторону ламелей, ускоряя очистку пятна контакта
Производители шин продумывают эффективность дизайна протекторов с командами проектировщиков, инженеров, дизайнеров. Современные проекты просчитывает компьютерная программа, создавая модели шин в 3D визуализации, с помощью искусственного интеллекта. Оригинальные решения встречаются на полигонах испытаний, затем в продажах, и, наконец, однажды их эффективность тестируется на практике. Похоже, автомобильная покрышка находится на пике интереса специалистов и можно ожидать новых технологических открытий?
Источник https://shop.by/news/sovetyi/risunok_protektora_shin_est_li_raznica/
Источник https://avtoshark.com/article/repairs/chassis-repairs/kakoj-protektor-luchshe-dlya-letnej-reziny/
Источник https://4kolesa.online/blog/shiny/kak-svoystva-protektora-obespechivayut-zaschitu-shiny/