Купе (кузов)
Купе́ (от фр. coupé ) — тип закрытого кузова легкового автомобиля.
Отличается двумя дверьми, одним или двумя рядами сидений и структурно отдельным багажником, без подъёмной двери в задней стенке. [1]
Изначальный вариант кузова «купе» имел один ряд сидений и был двух-трёхместным.
Как правило купе имеет укороченную относительно иных типов кузовов колёсную базу; если оно и имеет задний ряд сидений, пространство и комфортабельность посадки на нём обычно ограничены — так называемая посадочная формула «2+2», два полноразмерных посадочных места и два ограниченной вместимости или «детских». [1]
Согласно стандарту SAE (Сообщество Автомобильных Инженеров США) J1100, купе может считаться автомобиль, объём заднего пассажирского отделения которого не превышает 33 кубич. фута (0,93 м³).
Тем не менее, в настоящее время «купе» — скорее маркетинговый термин, призванный отобразить акцент на «спортивности» и обозначающий в большей степени не совокупность технических решений или характеристик автомобиля, а его место на рынке и набор потребительских качеств. Это отражает, например, классификация автомобилей Европейской экономической комиссии, в которой автомобили с кузовом «купе» выделены в отдельный рыночный сегмент S.
В частности, термин «купе» часто используется в качестве коммерческого, «маркетингового», «фирменного» обозначения автомобилей с другими типами кузовов — с двумя (двухдверный седан) или тремя (трёхдверный хетчбэк) дверьми, или даже четырёхдверных — чтобы подчеркнуть их спортивную направленность, постепенно теряя своё изначальное значение.
Ранее «купе» называли двухместную карету.
Содержание
Терминология
Современные подтипы
Иногда автомобили с этим типом кузова подразделяют на подтипы:
- Спортивное купе / спорткупе (пример — Porsche 959)
Такие автомобили имеют высокие динамические качества, устойчивость и управляемость, платой за достижение которых и является ограниченная вместимость салона.
- Представительское купе (пример — Cadillac Eldorado)
Такие автомобили рассчитаны не на спортивные достижения, а скорее на обеспечение максимального комфорта, но только для двоих — водителя и переднего пассажира, а заднее сидение может либо вообще отсутствовать (редко), либо быть стеснённым, например из-за улучшающей внешний вид низкой крыши.
Иногда к купе условно причисляют:
- 2+2 Coupé или Quad coupé — современный тип купе с небольшими дополнительно открывающимися по ходу движения секциями позади основных дверей, служащими для облегчения посадки на заднее сидение, но не являющимися самостоятельными дверьми (то есть, их можно открыть только когда открыты основные двери). Представителем этого типа является Mazda RX-8.
- Coupé utility или Ute (пример — Holden Ute) — в Австралии так называют популярные там низкие двухдверные пикапы со спортивным имиджем на базе седанов;
- Sport Utility Coupé (пример — трёхдверный вариант Suzuki Grand Vitara) — в США иногда так называют двух/ трёхдверный внедорожник с укороченной колёсной базой;
Исторические подтипы
Существовали также такие исторические разновидности кузова «купе», как:
- Club coupé — купе с полноразмерным задним сидением; несмотря на название, де-факто это двухдверный седан, хотя и с немного «урезанным» задним пассажирским отделением, а «настоящие» кузова «купе» в те годы имели только один ряд сидений. Некоторые фирмы для обозначения таких кузовов использовали термин Sedan Coupe (дословно — «седанное купе»), подчёркивая его промежуточный между купе и двухдверным седаном характер.
От обычного двухдверного седана такие автомобили отличались деталями дизайна — обычно более покатой крышей над задним сидением, наклонённой вперёд центральной стойкой, отсутствием поворотных форточек или опускных стёкол в задних окнах. Этот тип просуществовал до 1950-х годов.
- Business coupé — двухдверный кузов с пустой площадкой для грузов вместо заднего сидения, или с легкосъемным задним сидением, предназначенный для путешествующих коммивояжёров.
Как правило, они были предназначены для наиболее экономных покупателей, имели самую низкую комплектацию из доступных и пониженный уровень отделки (обивка салона из дешевой ткани, окраска вместо хромировки, и т. д.) Так как такие кузова создавались на основе кузова «club coupe», по сути это тоже был двухдверный седан. Этот тип просуществовал до 1950-х годов.
- Opéra coupé — со складывающимися сидениями, закрепленными по бокам кузова.
- Sports coupé или berlinetta — другое название купе-фастбэка.
- Combi coupé — коммерческое название спортивного трёхдверного хетчбэка, купе с третьей дверью в задке.
- Convertible coupé — купе с мягким складным верхом, то есть, по современной терминологии — двухдверный кабриолет; этот термин использовался для разграничения кабриолетов, имевших остекление боковых дверей, и классических родстеров, такового не имевших (вместо подъёмных стёкол использовались пристёгивающиеся брезентовые шторки с целлулоидными или плёночными окошками).
- Также, по аналогии с кузовом «седан», в прошлом выделяли типы купе по числу окон. В отличие от седанов, для которых учитывали только боковые окна, в этом случае учитывались боковые окна и заднее. Соответственно, выделяли купе трёхоконное — Three Window (два боковых окна в дверях, одно заднее) и пятиоконное — Five Window (два боковых стекла в дверях, два за ними, и одно заднее). Эта классификация просуществовала до послевоенного времени.
Лингвистические особенности употребления термина
Аналог имеющего французское происхождение термина «купе» используется в большинстве языков мира, но существуют некоторые вариации в том, какие именно автомобили им обозначают, а также в произношении.
В частности, в Северной Америке слово coupé обычно произносят как [kup] («ку́п») — в то время, как во французском оригинале и Британском английском оно произносится как [kuˈpeɪ] («купе́й») [2] .
Маркетинговые названия типов кузовов, содержащие термин «купе»
Coupé — двухдверные хардтопы
В США и Канаде с распространением в 1950-е — 1960-е годы бесстоечных кузовов типа хардтоп многие производители автомобилей стали называть Coupé двухдверные хардтопы вне зависимости от конфигурации кузова (который часто по сути соответствовал двухдверному седану), а термин Sedan использовали только для двухдверных моделей с центральной стойкой. Это продолжалось до самого исчезновения хардтопов в середине 1970-х годов.
«Купе» — двухдверные седаны
Нередко двухдверный седан со вполне полноразмерным задним сидением в маркетинговых целях переименовывают в «купе».
Так, двухдверная версия модели Ford Falcon выпуска 1966—1970 годов носила название «купе» (точнее, «club coupé» или «sports coupé», в зависимости от модификации), хотя это был самый настоящий двухдверный седан, с центральной стойкой кузова и единой с четырёхдверной моделью колёсной базой. Это переименование должно было подчеркнуть спортивность этой модели, на фоне упадка интереса публики к двухдверному седану как типу кузова в результате массового распространения двухдверных хардтопов.
В наше время наблюдается сходная тенденция по переименованию двухдверных седанов в «купе», как пример можно назвать двухдверную модификацию американского варианта Ford Focus.
Комби-купе, Combi coupé
Маркетинговое название трёх- и пятидверных лифтбэков Saab моделей Saab 99 и Saab 900.
Так же нередко называют трёхдверные хетчбэки со спортивным уклоном.
«Четырёхдверное купе», Four-door coupé
Так иногда обозначали и обозначают седан или четырёхдверный хардтоп с близкими к купе пропорциями. Это условное, коммерческое название. Известный исторический случай использования этого названия — Rover P5 модели 1962—1973 годов в варианте с низким уровнем крыши.
В последнее время фирмы, специализирующиеся на выпуске спортивных и полуспортивных автомобилей премиум класса, создали на рынке новый подкласс автомобилей, являющиеся «удлиненным» купе или синтезом спортивного 2-дверного купе и люкс-седана — четырехдверное купе. Они могут иметь как 4 дверей, так и 5-ю «дверцу», которую некоторые производители квалифицируют как «крышка» (некоторые комментаторы иногда путают автомобили этого класса с малыми SUV). Этот класс представлен следующими моделями:
- — 5-дверный лифтбэк
- Fisker Karma — 4‑дверное купе — 5‑дверный фастбэк — 4-дверное купе Гран Купе — 4‑дверное купе
Sport Activity Coupé
Пример — BMW X6. Это внедорожник с линией крыши типа «фастбэк», то есть плавно ниспадающей по мере приближения к заднему свесу, что, по заявлениям производителя, придаёт автомобилю бо́льшую визуальную спортивность.
Примеры автомобилей с кузовом купе
- ; Coupé;
- Audi A5 Coupe;
- Bentley Continental; ; ; ;
- Dodge Stealth; ; ;
- Lotus Esprit; ;
- Mercedes-Benz CLK;
- Mercedes-Benz CL;
- Mitsubishi GTO; ;
- Opel Coupe Linea Rossa;
- Porsche Cayman S; ; ;
- Volkswagen Karmann-Ghia Coupe;
- Volkswagen W12 Coupe;
Кузов купе и отечественная автопромышленность
Советская промышленность автомобилей с кузовом «купе» по целому ряду причин серийно не выпускала. Единственным исключением была мотоколяска СЗД, но она в свободную продажу не поступала, а распределялась среди инвалидов органами социального обеспечения.
Главной причиной был явный недостаток спроса на внутреннем рынке и, следовательно, экономическая нецелесообразность развёртывания выпуска. До семидесятых годов, когда началось производство легковых автомобилей в достаточных для постепенного насыщения рынка количествах и были частично сняты действовавшие ранее жёсткие ограничения на продажу автотранспорта на вторичном рынке, большинство автолюбителей покупало автомобиль фактически один раз в жизни и требовало от него максимальной универсальности, чему лучше всего соответствовали четырёхдверные кузова. Даже двухдверные седаны в таких условиях не пользовались особой любовью потребителя, что уж говорить о менее практичных купе.
Слухи о наличии каких либо идеологических предпосылок или официальных запретов на выпуск автомобилей такого типа не основаны на сколько бы то ни было правдоподобных реальных фактах, тем более, что автомобили с кузовами «купе» и даже «спорткупе» выпускались в других социалистических странах, например, в ГДР и Чехословакии. В СССР также создавались прототипы купе, например СМЗ-НАМИ-086 «Спутник», но в серию они не пошли, в случае «Спутника» — из-за целого ряда причин организационно-технического и финансового характера.
С 1963 по 1969 год на Московском кузовном заводе была собрана малая серия из пяти (по другой информации — шести) экземпляров спорткупе «Спорт-900» («КД») по проекту дизайнера Эдуарда Молчанова. Кузов был сделан из стеклопластика на трубчатой несущей раме, а все агрегаты заимствовались у серийного «Запорожца» ЗАЗ-965. По сути это были самоделки, но профессиональная дизайнерская проработка, выпуск серией и использование производственных мощностей крупного промышленного предприятия явно выделяют эту серию на фоне обычного технического творчества тех лет. Автомобили получили широкую известность, им были посвящены многочисленные публикации в прессе.
Существовали заводские переделки на основе «Москвича-407» с кузовом «двухместное купе» сугубо спортивного назначения, участвовавшие во всесоюзных первенствах, а также два прототипа спорткупе «Москвич-408-Турист» вместимостью «2+2» (они имели съемную пластиковую крышу, что позволяет рассматривать их одновременно и как кабриолеты), в серию не пошедших.
Кроме того, автомобили с кузовами типа «купе» или «спорткупе» были излюбленным мотивом творчества для самодеятельных автоконструкторов СССР — достаточно назвать такие удачные примеры самоделок, как «Юна», «Лаура», «Панголина» и другие.
Автомобили ЗАЗ, вопреки имеющемуся заблуждению, купе не являлись: они имели полноценные, для своего класса, задние посадочные места, и тип их кузова всегда указывался как «двухдверный седан». На Запорожском заводе в первой половине шестидесятых годов действительно существовал проект спортивного купе на базе агрегатов ЗАЗ-965, но дальше чисто-экспериментальных работ дело не пошло.
Изредка в литературе советских времен термином «купе» обозначали модели ВАЗ-1111 «Ока» и даже ВАЗ-2121 «Нива», что не имело под собой никаких оснований.
В девяностые годы российский автопром массового производства автомобилей с кузовом купе так и не освоил ввиду слишком низкого спроса, который полностью удовлетворялся за счет импорта иномарок.
АО «Москвич» выпустило некоторое количество (очень незначительное) автомобилей «Дуэт» на базе модели «Москвич-2141» (точнее, седана «Москвич-2142» с укороченной колёсной базой), однако несуразный внешний вид и невнятная маркетинговая концепция заставляют относиться к ним разве что как к причуде тогдашнего руководства завода.
Кроме того, несколько малых фирм пытались наладить мелкосерийный выпуск автомобилей с таким кузовом, например тольяттинская фирма «Моторика» (LADA 110 Coupe), питерская фирма «Автокад» (купе класса GT «Лаура»).
На Парижском автосалоне осенью 2008 года был показан прототип LADA Revolution III.
В 2005—2009 гг. на Опытно-Промышленном Производстве АвтоВАЗа серийно производилась модель LADA 112C ВАЗ-21123, относимая производителям к трёхдверным купе-хетчбэкам, но фактически представлявшая собой трёхдверный вариант обычного хетчбэка ВАЗ-2112. Аналогичную 3-дверную версию LADA Priora Coupe (ВАЗ-21728) на базе хетчбэка LADA Priora ВАЗ-2172 производят с 2009 года. К трёхдверным хетчбэкам относилась и перспективная разработка ВАЗ-а — Lada Kalina City, также иногда называемая «купе».
См. также
Источники
- ↑ 12Песков, В. И. Основы эргономики и дизайна автомобиля. Учебное пособие. — Н. Новгород : Нижегородский Государственный Технический Университет, 2004. — С. 64-65. — 225 с. — ISBN 5-93272-232-0
- ↑DICTIONARY.COM
Ссылки
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
- Классификация автомобилей
- Типы автомобильных кузовов
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Купе (кузов)» в других словарях:
купе — кузов, отделение Словарь русских синонимов. купе сущ., кол во синонимов: 3 • дипкупе (1) • кузов … Словарь синонимов
Кузов — легковых автомобилей: 1 седан; 2 лимузин; 3 купе; 4 кабриолет. КУЗОВ автомобиля, часть автомобиля или прицепа, предназначенная для размещения груза, пассажиров или специального оборудования. Грузовые автомобили и прицепы могут иметь кузов в виде… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
купе — [пэ], неизм.; ср. [франц. coupé от couper отделять]. 1. Отдельное помещение (отделение) для нескольких пассажиров в железнодорожном вагоне. Четырёхместное к. Двухместное к. 2. Тип закрытого кузова легкового автомобиля с двумя дверями. //… … Энциклопедический словарь
кузов-купе — кузов купе, кузова купе … Орфографический словарь-справочник
кузов — фаэтон, комби, пикап, седан, лимузин, монопосто, фургон, хетчбек, кабриолет, купе, хардтоп, универсал, родстер, ландо Словарь русских синонимов. кузов сущ., кол во синонимов: 32 • автокузов (1) • … Словарь синонимов
КУПЕ — (фр., от couper резать). 1) раскидная карета. 2) отделение в вагоне. 3) па в танцах, при котором нога изгибается особенным образом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУПЕ отдельное закрытое помещение… … Словарь иностранных слов русского языка
купе-кабриолет — а, м. coupé cabriolet m. Кабриолет (закрывающийся 2 5 местный кузов с подъемными стеклами и с 2 дверьми). Гольд 1938 78. Купе кабриолет, а, нескл. первой части. СВ 184. Купе кабриолет. Гольд 1938 76 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КУПЕ — (франц. coupe от couper отрезать),1) закрывающееся дверью отделение для пассажиров в железнодорожном вагоне.2) Закрытый кузов легкового автомобиля с двумя дверьми … Большой Энциклопедический словарь
купе-ландоле — нескл., м. landau coupé. 2 местный кузов с откидной заденй стенковй и частью крыши. Гольд 1938 183. Коренблит 1934 1 497 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Кузов транспортного средства — несущая конструктивная часть транспортного средства, предназначенная для размещения груза, пассажиров и специального оборудования. Закрытые кузова в легковых автомобилях седан, лимузин, купе; открытые кабриолет, фаэтон. Источник: Методические… … Официальная терминология
Что такое кузов купе автомобиля
Купе – это один из типов кузова (закрытого) легкового автомобиля. Он отличается отделенным от салона багажным отсеком, 2-мя дверями, а еще 1 или 2-мя рядами кресел. При этом у него нет двери подъемного типа в задней части кузова.
Историческая справка
Само название кузова «купе» пришло из Франции. Изначально так назывались 2-местные конные кареты. Но в самом начале ХХ века, когда зарождалось автомобилестроение, каретные ателье Франции часто создавали кузова и для автомобилей. Так наименование попало и в сферу автомобильного транспорта.
Сначала никакого разделения на 2-дверные или 4-дверные кузова не было. Ведь в те времена багажного отсека, интегрированного в кузов, не существовало как такового, а вместо него сзади крепилась корзина или чемодан. По этой причине название купе получали все 2-дверные модели, укомплектованные жесткой крышей.
Современные реалии
Сейчас существуют официальные критерии, определяющие кузов «купе». Согласно нормативам SAE, таким кузовом читается тот, у которого объем пространства для задних пассажиров не превышает 93 см³.
Кроме того, обычно к этой категории относятся авто с укороченной колесной базой, в сравнении с другими моделями. Задний ряд сидений в нем есть не всегда, но если он имеется, то комфорт посадки существенно ограничен из-за небольшого пространства. Обычно для купе характерна формула «2+2», которая обозначает наличие 2-х полноценных передних кресел, а также 2-х укороченных.
Маркетинговая путаница
По этой причине на данный момент невозможно точно определить критерии купе. Сейчас это название определяет не столько конкретный тип кузова, столько его рыночную нишу и направленность. Он олицетворяет набор потребительских характеристик и качеств. Термин «купе» обозначает спортивный акцент модели. Неудивительно, что в данный раздел попадают автомобили с самыми различными типами кузова – двухдверные и четырехдверные седаны, трехдверные хэтчбеки и другие.
Деление на типы
Сейчас имеется несколько категорий данного кузова.
Представительское купе – это роскошные автомобили, которые нацелены не на динамические характеристики, хотя и они немаловажны, а на максимальный комфорт пассажиров, но не четверых, а только двоих (водитель с передним пассажиром). При этом задний ряд выполнен весьма ограниченным (незначительное пространство, заваленная назад крыша и т. д.), а изредка он и вовсе отсутствует.
Спорткупе – в таких моделях все принесено в жертву скорости, тяге и отточенной управляемости. Но за это приходится платить тесным салоном.
Условные обозначения
Coupé utility – австралийское название спортивных пикапов с 2-мя дверями.
Quad coupé – данный тип кузова характеризуется наличием 2-х основных дверей, а также 2-х дополнительных, но не являющимися таковыми в полном смысле. Такие дополнительные двери располагаются за основными и призваны упростить посадку на задний ряд. Их отличительная черта в том, что открываются они только тогда, когда передние двери находятся также в открытом положении.
Sport Utility Coupé – такое название относится к небольшим внедорожникам, располагающим уменьшенной колесной базой, а также 2-х или 3-дверным кузовом.
Четырехдверное купе
Популярность такого необычного кузова, первым представителем которого стала модель LaFayette Four Door Coupe Touring Type, выпущенная в 1921 году, снова начала расти в XXI веке. Первым оказался Mercedes CLS, который пришелcя на 2004 год, за ним был выпущен в 2008 году Passat CC. К этой же когорте причисляют модели Aston Martin Rapid, Porsche Panamera и другие.
Что такое кузов купе автомобиля
- История и внешние особенности
- Купе или хэтчбек. Что же лучше?
- Купе и седан. В чем же отличия?
- Вывод
История и внешние особенности
Купе, как и фаэтон с кабриолетом, возникли еще до появления первых автомобилей и относились к каретам. Слово «купе» происходит от французского слова «coupe». Первые такие кузова стали появляется еще в XIX веке во Франции в виде корпусов для карет. Затем технологии, конструкции и терминологию каретников стали заимствовать производители автомобилей.
Этот тип кузова имеет две двери, в редких случаях три (одна задняя слита с багажником), как правило, один или два ряда сидений. Багажник полностью отделен. Чаще всего купе используются в спортивных машинах. Также в наше время понятие «купе» достаточно часто применяется в маркетинговых целях, чтобы акцентировать внимание на спортивном стиле рекламируемого автомобиля.
Купе или хэтчбек. Что же лучше?
Сложно ответить на этот вопрос при незнании предпочтений будущего хозяина. Если Вы любитель быстрой и комфортной езды, то, наверное, вам больше подойдет именно купе, если же вы семьянин, который на первое место ставит комфорт и безопасность своих детей, то верный выбор – хэтчбек. Также большое значение имеет эстетическая сторона медали, хэтчбеки больше подходят людям, которые ценят практичность и универсальность, купе же подойдет для ценителей имиджа и внешних характеристик кузова. Спортивная форма, свойственная купе, не оставит равнодушной ни одну девушку, поэтому данный вид кузовов ценится среди молодежи. Также стоит отметить ценовую политику: купе чаще всего стоят дороже, чем хэтчбеки. В каталоге компании FAVORIT MOTORS вы найдете новые автомобили обоих типов.
Купе и седан. В чем же отличия?
Седан – наиболее схожий с купе кузов. Есть мнение, что купе отличается от седана количеством дверей (если четыре, то седан, а если две – купе). Некоторые специалисты считают, что отличить эти два кузова друг от друга можно по форме, их оппоненты утверждают, что спортивная компоновка свойственна исключительно купе, но это абсолютно неверная позиция, которая многих вводит в заблуждение. На самом деле различий между седаном и купе практически нет. SAE (Сообществом автомобильных инженеров США) был введен стандарт, являющийся единственным критерием, по которому можно определить принадлежность автомобиля к тому или иному классу. В его содержании сказано, что к купе относится автомобиль, у которого объем заднего ряда сидений не превышает 33 кубических фута (это приблизительно 0,93 м³), а у седана этот показатель, должен быть равен или превышать 0,934 кубических метра.
А значит, определить, купе ли перед Вами или седан, можно лишь, измерив объем пассажирского отделения. И, если Вы видите перед собой двухдверный автомобиль, из этого напрямую не следует, что это купе. Если же у него объем внутреннего пространства больше 0,93 куб. м, то это двухдверный седан.
Вывод
Итак, мы рассмотрели один из первых в мире автомобильных кузовов, узнали его историю и происхождение. Высокая комфортабельность передних сидений в сочетании с внешней привлекательностью делает купе просто фаворитом у людей, которые любят быструю езду и ценят презентабельность. Для таких людей недостатки, которые имеет данный вид кузова, значения иметь не будут.
Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74356
Источник http://ru.carshistory.org/tehnologii/kupe.html
Источник https://favorit-motors.ru/articles/vybor-avtomobilya/kupe/