Как правильно оцинковать кузов авто батарейкой своими руками
Затем требуется обрабатываемый участок очистить от грязи. Необходимо аккуратно соскоблить ржавчину при помощи лезвия и наждачной бумаги. Затем обезжирить спиртом зону и высушить.
Оцинковка кузова своими руками батарейкой — это доступный метод для любого автолюбителя. Благодаря этому способу можно защитить металл от появления ржавчины из-за воздействия влаги, воздуха или химических реагентов.
Оцинковка кузова авто батарейкой в гаражных условиях
У машины чаще всего после зимы начинают «гнить» места, где застаивается вода и оголен металл. Это пороги, днище, кромки дверей, колесные арки, крышка багажника, рама с номерным знаком и другие элементы. Удаление очагов коррозии и повторная покраска даст лишь временный эффект. Поэтому, чтобы уберечь автомобиль от ржавчины на долгие годы, его стальную конструкцию покрывают гальванической пленкой.
Самостоятельная оцинковка авто
Если обратиться в СТО, то оцинковать «горячим» способом или «лужением» стоит от 30-80 тыс. рублей. Но можно сэкономить на обслуживании и получить неплохую защиту от ржи в «домашних» условиях». Гальваническая обработка металла подручными средствами обойдется в пределах 300-600 рублей.
Особенности работы
Сначала надо удалить ржавчину и нанести цинковую «корочку» на участки автомобиля. Понадобятся следующие приспособления:
- Самая дешевая батарейка. Строго солевая, так как алкалиновая не содержит цинк. Проверить легко — середина ее корпуса не должна магнититься.
- Паяльная или ортофосфорная кислота с растворенным цинком.
- Электрические прищепки и кабель (например, телевизионный) сечением 1,5 квадрата.
- Автомобильный аккумулятор или иной источник питания.
- Чистая ткань (бинт) или ватный тампон.
- Раствор из воды и пищевой соды.
- Стеклянная тара.
- Канцелярские резинки и изолента.
- Острый нож, наждачку или пескоструйный агрегат для снятия ржавчины.
- Лампа накаливания на 12 вольт.
Нельзя забывать об экипировке. Резиновые перчатки уберегут ладони от кислотных ожогов, а респиратор и очки защитят от проникновения ядовитого дыма при обработке.
Этапы работы
Сперва надо собрать электролитный набор. Порядок действий:
- Снять оплетку батарейки при помощи лезвия для освобождения цинкового стакана.
- Удалить из него графитовый стержень, сажу.
- Отрезать несколько кусочков стенки корпуса.
- Растворить их в ортофосфорной кислоте. Ускорить процесс можно, если подогреть воду в банке.
- Закрепить ватный диск сверху батарейки резинкой.
- Зачистить кабель на пару сантиметров.
- Намотать его оголенной частью на противоположной стороне от насадки и зафиксировать изолентой.
В случае использования паяльной кислоты или готового раствора, насыщенного цинком, шаг 2-4 следует пропустить.
Затем требуется обрабатываемый участок очистить от грязи. Необходимо аккуратно соскоблить ржавчину при помощи лезвия и наждачной бумаги. Затем обезжирить спиртом зону и высушить.
Следующий этап — удаление остатков коррозии и нанесения цинковой пленки. Рабочая температура в помещении должна быть в диапазоне 5-40 °C.
- Подключить один кабель с «крокодилом» от батарейки к плюсовой клемме аккумулятора.
- Другой провод «минус» оставить на массе автомобиля.
- Между батарейкой и контактом аккумулятора подсоединить лампочку.
- Намочить ватную насадку в кислоте или готовом растворе.
- Включить систему электропитания (напряжение до 1А, если лампа 12 w).
- Медленно перемещать наконечник с ваткой по необходимому участку.
Во время работы можно услышать шипение и заметить дым. Это химический процесс перетекания цинка с электролита на стальную поверхность машины. На ней образуется серебряная пленка толщиной 5-20 мкм.
Завершающий этап — промывка и нанесение финального покрытия. Для этого надо сделать следующее:
- Намочить ткань содовым раствором.
- Нейтрализовать остатки химикатов с поверхности мокрой тряпкой.
- Промыть зону обычной водой и высушить.
- Нанести грунт, базу и лак.
В результате обработанный участок металла даже с небольшими сквозными отверстиями получит устойчивость к негативному воздействию влаги и химических реагентов.
Основные ошибки при оцинковке авто батарейкой
В интернете можно встретить негативные видео и отзывы, что «домашний» метод не работает или даже опасен для кузова. Другие пишут, что если так оцинковать корпус машины, то «рыжики» появятся через год.
Простой способ оцинковки
Так происходит при нарушениях в технологии гальванической обработки и при неосторожной эксплуатации. Основные ошибки:
- Участок плохо очищен от грязи и ржавчины, в результате пленка легла неравномерно.
- Избыток в подаче тока (например, если не использовалась лампочка как реостат), ведет к появлению пор в гальваническом слое.
- Насадку с электролитом вместо круговых движений, держали в одной точке. В результате образовался черный нагар.
- В случае сильного механического повреждения после процедуры, поверхность будет быстрее «гнить», чем у качественно покрашенного автомобиля.
Оцинковка кузова своими руками батарейкой позволит забыть о появление ржавчины на долго время. Метод простой и не затратный, но для эффективности требует правильного выполнения процедуры. Кроме того, водителю следует избегать мелких аварий, чтобы не повредить ЛКМ.
Как в гараже оцинковать металл автомобиля
Отменно защищает кузов автомобиля от ржавчины оцинковка, поскольку цинк более стоек к атмосферным влияниям или механическим и химическим воздействиям, чем сталь.
Цинк можно нанести самому гальваническим способом, но при этом не забывать о технике безопасности. При работе следует пользоваться респиратором, резиновыми перчатками, защитными очками, а все операции проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении.
Понадобится
- цинк (например, корпуса соляных батареек);
- ортофосфорная кислота;
- ржавая металлическая пластина;
- аккумуляторная батарея на 12 В;
- тонкий провод;
- небольшой магнит;
- ватные диски и резиновые кольца;
- скотч;
- медицинский шприц.
Процесс гальванической оцинковки металла
В условиях гаража трудно осуществить полную оцинковку автомобильного кузова, но защитить пороги, крылья, зону номерного знака или удалить «жучки» вполне возможно. Источником цинка могут быть корпуса соляных батареек, цинковые аноды, аккумуляторы и др.
Как распознать цинк? Поскольку он не намагничивается, то магнит к нему не притягивается. Также цинк легко плавится газовой горелкой, т. к. температура его плавления равна 419 градусов Цельсия.
Процесс гальванической оцинковки протекает медленно. Для его ускорения кусочки цинка растворим в ортофосфорной кислоте, которая будет выполнять функции электролита.
Приступаем к практической стороне дела. Для этого используем ржавую металлическую пластину. Удаляем с нее ржавчину, используя болгарку с проволочным диском.
В качестве анода используем большую соляную батарейку, удалив металлическую крышку, графитовый стержень и полувлажную смесь графита с окисью марганца, а также солей в качестве электролита.
На одном конце цинкового корпуса кольцевой резинкой закрепляем ватный диск, а с другой – провод от плюсовой клеммы аккумулятора. Минусовую клемму батареи соединяем с металлом.
Часть очищенного от ржавчины участка металлической пластины заклеиваем скотчем, чтобы создать четкую границу между оцинкованной зоной и частью, не покрытой слоем цинка.
Чтобы не перегрузить аккумулятор при гальванической оцинковке, подключаем амперметр со шкалой до 100 А. Если нет тонкого провода, можно обойтись и толстым, врезав в него лампочку.
Набираем в шприц ортофосфорную кислоту с растворенным цинком и пропитываем ватный диск.
Сперва оцинковываем участок пластины, не очищенный от ржавчины, который вначале протекает при силе тока около 15 А, а затем падает до 2-3 А.
Даже ржавый металл покрывается слоем цинка, который реально виден. Но наличие ржавчины ухудшает процесс оцинковки, однако при некотором усердии можно добиться неплохих результатов.
Вновь пропитываем ватный диск электролитом и приступаем к оцинковке чистого участка пластины. Видно, что процесс начинается при силе тока ниже, чем в предыдущем случае, а затем протекает при тех же 2-3 А. Даже внешне видно, что качество оцинковки по чистому металлу выше, чем по ржавчине.
Для сравнительной оценки степени оцинковки удаляем скотч и убеждаемся в наличии четкой грани между оцинкованной и еще необработанной поверхностью. Может возникнуть подозрение, что разница обусловлена только действием кислоты, но не батарейки.
Установим истину. Для этого отсоединяем батарейку от аккумулятора. Пропитываем ватный диск электролитом и обрабатываем очищенный металл. Видим, что ничего не происходит. Вновь подсоединяем провод и подаем напряжение на батарейку. Начинаем ею водить по металлу и сразу же видим, что процесс оцинковки пошел. Через некоторое время граница между двумя частями металла исчезает.
Если покрытие темное, т. е. хрупкое и пористое, значит либо мы медленно водили анодом, либо слишком большой ток, либо на вате нет электролита.
После нанесения цинка, тщательно промываем место цинкования водой для удаления электролита. Также перед покраской обезжириваем поверхность. Это продлит жизнь детали или кузова.
Смотрите видео
Цинкование кузова легкового автомобиля в домашних условиях
Срок службы и надежность автомобиля на 90% зависит от того, насколько качественен его кузов. Поэтому при покупке машины знающие люди сразу же оценивают именно эту характеристику. Когда покупается автомобили, бывшее в использовании, или эконом-вариант, может пригодиться жидкий цинк. И вполне можно выполнить цинкование кузова легкового автомобиля в домашних условиях. Все, что понадобится для придания кузову прочности — некоторые знания и инструменты.
Польза оцинковки корпуса автомобиля
Цинкование кузова своими руками осуществляется с целью защиты его от ржавчины и воздействия химических соединений, которых на дороге в избытке. Проще единожды осуществить эту операцию, чем все время латать корпус.
Производители машин данную процедуру проводят, как правило, лишь с низом корпуса (чаще только днище), как с самым уязвимым местом. Наносится анодная защита — металл с меньшим электрохимическим потенциалом, в сравнении с главным металлом корпуса.
Цинк наиболее популярен благодаря своей дешевизне и хорошим химико-физическим свойствам.
Способы обработки поверхностей цинком
Сегодня есть 3 основных вида оцинковки:
- Термическое, при котором корпус опускается в расплав металла. Иногда на готовый металлический лист наносится тот же расплав и направляется на прокатку. Подобной обработке подвергаются автомобили Porsche, Ford, Volvo. Довольно эффективный способ.
- Холодное, когда на корпус наносится мелкодисперсный цинк. Более надежный, чем остальные методы. Часто применяется для обработки кузовов бюджетных авто.
- Гальваническое, при котором готовая деталь выдерживается в емкости, заполненной цинковым электролитом. Под током цинк прилипает к металлу очень крепко. Технология распространена среди крупных японских и европейских производителей машин.
Первый вариант вряд ли подойдет для оцинковки в домашних условиях.
При холодной оцинковке кузов очищается от грязи и ржавчины и по нему распыляется мелкодисперсный металл. Процесс напоминает покраску баллончиком.
Гальваническая оцинковка кузова своими руками
Простой способ обработки отдельных деталей выглядит приблизительно так:
- Берется раствор цинка, сульфат или хлорид. Если этого нет, раствор можно приготовить самому, для чего металл растворяется в соляной или серной кислоте. Ингредиенты можно найти в магазинах, где продаются радиодетали. Хлорид цинка используется в качестве паяльной кислоты. В магазинах автозапчастей продается серная кислота, часто применяющаяся в кислотных аккумуляторах в качестве электролита.
- Понадобится кислостойкая емкость, в которую сначала помещается цинк, а потом аккуратно и без спешки все заливается кислотой. Приблизительное содержание цинка: 400 г на 1 л кислоты. Действие важно выполнять на открытом воздухе, вдалеке от очагов возгорания, ведь при реакции выделяется водород. Простой способ определения того, выработалась ли кислота, — бросить еще немного цинка. Если пузырьков водорода не будет, значит, реакция завершилась. Прозрачный раствор отделяется от жидкого осадка.
- На предназначенную для цинкования к детали подключается минусовой провод от источника тока. Плюс подключается к цинку.
- Деталь и цинк помещаются в раствор, и включается напряжение. Вполне хватит 12 вольт от аккумуляторной батареи и зарядного устройства. Под действием тока растворенный металл осядет на детали, а кусок металла обогатит раствор. Важно, чтобы провод, к которому подключен цинк, не контактировал с раствором! Из-за этого возможна реакция, и процесс пойдет не так.
- При правильном течении процесса на детали образуется равномерный серый слой. Главное, чтобы процесс протекал не очень быстро, так как металл может потемнеть или стать рыхлым. Во избежание этого подводится ток силой не больше 1 А.
- По завершении процесса деталь промывается в растворе пищевой или водой. Это делается для нейтрализации остатков кислоты.
Гальваническая оцинковка вовсе не предполагает «купания» кузова в электролите. Этим способом оцинковываются отдельные детали авто. Во время подготовки счищается грязь и ржавчина, причем нельзя использовать ортофосфорную кислоту или уничтожитель ржавчины.
Далее кусок цинка обертывается тканью, желательно несколько раз. Металл можно добыть, к примеру, из разобранной круглой батарейки — стаканчик как раз из необходимого металла. К стаканчику подключают «плюс» от аккумулятора, «минус» остается на массе машины. Провода идеально соединяются зажимами для прикуривания, главное, чтобы их не касалась ткань.
Обернутый бинтом стаканчик смачивается паяльной кислотой либо хлористым цинком, и им бережно водят по обрабатываемой детали. Металл потихоньку будет осаживаться на поверхности.
В завершении процедуры оцинкованное место промывается раствором пищевой соды или водой.
Источник https://avtoshark.com/article/repairs/body-repairs/otsinkovka-kuzova-svoimi-rukami-batarejkoj/
Источник https://sdelaysam-svoimirukami.ru/5927-kak-v-garazhe-ocinkovat-metall-avtomobilja.html
Источник https://tokar.guru/metally/cink-i-cinkovanie/cinkovanie-kuzova-legkovogo-avtomobilya-v-domashnih-usloviyah.html