Соседство с грузовиком на дороге
Вопросам соседства легкового автомобиля и грузовика на дороге посвящена серия статей по дорожным ситуациям Легковой автомобиль и грузовик.
Поскольку этот вопрос (соседство с грузовиком) остается актуальным, посмотрим на него с разных сторон.
Слепые зоны грузовика
Кабина грузового автомобиля располагается высоко над дорогой, и из нее хорошо видно вдаль. А вот пространство непосредственно впереди под кабиной и справа от нее с водительского кресла грузовика не видно совсем.
Это пространство есть «слепая» зона обзора водителя грузовика, и в нем целиком помещается легковой автомобиль.
По этой причине подъезжать легковому автомобилю к грузовику с его правой стороны кабины небезопасно.
Более подробно о том, что такое не просматриваемая в зеркалах зона — в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Нужно себе уяснить, что когда вы подъезжаете к кабине грузовика справа (своим левым бортом), то его водитель в какой-то момент перестает вас видеть!
Сначала, когда вы еще только подъезжаете сзади, он вас видит, а потом ваш автомобиль попадает в слепую зону.
И упаси вас Г-дь оказаться справа от грузовика во время его поворота направо или с правой стороны кабины во время перестроения грузовика в правую сторону.
В статье Длинномерный грузовик и сужение дороги рассмотрен случай, когда легковой автомобиль оказался с правого борта грузовика в этой «слепой» зоне, после чего фура его зацепила, протащила перед собой и «отбросила» с дороги слева от себя.
Это пространство можно увидеть с водительского места с помощью дополнительно установленных сферических зеркал. Водители грузовых авто пользуются такими зеркалами.
Но водитель грузовика прежде всего человек, и его что-то может отвлечь от наблюдения за дорогой. Поэтому о своей безопасности целесообразно позаботиться самому.
В статье Самосвал и легковой автомобиль показано, как происходит ДТП с легковым автомобилем, когда грузовик перестраивается вправо.
Как же тогда быть? Ответ на этот вопрос часто зависит от ситуации: едет ли грузовик прямо или поворачивает.
Свой автомобиль относительно грузовика следует располагать исходя из собственного направления движения с учетом траектории движения самого грузовика (об этом ниже).
Но всегда, при этом, необходимо учитывать слепые зоны обзора из его кабины.
В статье Часть 9. Парковка из серии Управление автомобилем был рассмотрен такой элемент физики движения автомобиля, который называется динамический габарит. Смысл в том, что когда автомобиль поворачивает, он как будто становится шире.
Об этом еще можно прочесть в статье Как автомобиль поворачивает.
В случае, когда на дороге поворачивает седельный тягач с полуприцепом (например, фура), задние колеса полуприцепа как бы срезают дугу поворота.
Поэтому, чтобы выполнить поворот, грузовику требуется больше места. Именно по этой причине длинномерам разрешено поворачивать не с крайних полос, а со вторых по соседству (пункт 8.7 ПДД).
По этим соображениям, приближаясь сзади к грузовику, тем более, если впереди по движению есть перекресток, заезд или съезд, необходимо обращать внимание на его указатели поворотов, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны дуги его поворота.
Иначе, сам полуприцеп или его колеса, срезая путь, могут зацепить вашу машину. Один похожий случай рассмотрен в статье Притерли к ограждению.
Торможение перед грузовиком
Вести свой автомобиль нужно так, чтобы не приходилось без причины прибегать к лишним, и тем более резким торможениям.
Скорость и дистанцию до «переднего» автомобиля следует выбирать исходя из дорожной обстановки и погодных условий.
В ситуациях, когда сзади вас движется грузовой автомобиль, внезапное резкое торможение может закончиться тем, что грузовик не успеет вовремя остановиться и «догонит» вашу машину сзади.
Современные грузовики оборудованы надежной мощной тормозной системой, но огромную массу быстро остановить не так-то просто. Им для остановки требуется значительно большее расстояние, чем легковому автомобилю.
Двигаясь в потоке машин, и тем более, когда сзади вас едет грузовик, дистанцию до «переднего» от себя автомобиля следует держать несколько больше (4 – 5 секунд).
Эта дистанция позволит применить плавное торможение для снижения скорости или остановки. Почему дистанцию удобнее измерять в секундах, можно прочесть в статье Движение в потоке.
Еще см. статью Почему важно соблюдать дистанцию. В ней дается расчет правильной дистанции в дорожном потоке.
Любой крупногабаритный автомобиль в различных ситуациях способен закрыть собой обзор участка дороги, например, какую-то часть перекрестка, или же за его корпусом можно не заметить какой-нибудь дорожный знак.
В таких случаях вопрос безопасности решается увеличением дистанции до грузовика, а также, в зависимости от обстоятельств, есть смысл отказаться от желания опередить грузовик.
Иногда появляется возможность проехать, так сказать, «под прикрытием» грузового авто, но в любом случае не следует спешить, двигаясь через не просматриваемый участок дороги.
В статье Если светофор на перекрестке не работает рассмотрен один аварийный случай проезда «под прикрытием».
Встречный разъезд с фурой
Встречный разъезд с фурой особых трудностей не представляет, за исключением случаев, когда такой разъезд происходит на высокой скорости. Это «явление» часто встречается на двухполосных дорогах.
Встречные потоки воздуха как бы притягивают автомобили друг к другу, а в случае разъезда с фурой это ощущение усиливается в разы.
В таких случаях не следует «прижиматься» к осевой линии дороги, например, пытаясь объехать какую-то неровность.
Предпринимать ничего не нужно, кроме как в момент разъезда чуть сильнее сжать руками рулевое колесо.
Обгон фуры или большого грузовика
Когда у вас есть намерение произвести на дороге какой-либо маневр, важно не только видеть дорожную обстановку вокруг своего автомобиля, но и учесть многие другие факторы, влияющие на качество движения.
Сюда можно отнести плотность и интенсивность движения, состояние дороги, рельеф местности, погодные условия и др.
Еще важно самому быть видимым для других участников движения. Быть видимым, это значит, чтобы ваши намерения были понятны другим водителям.
Когда вы догоняете на легковом автомобиле грузовик, и намереваетесь его обогнать, то свой автомобиль располагайте так, чтобы вам было видно левое зеркало грузовика.
Если вы это зеркало не видите, например, очень близко подъехали сзади к грузовику (маленькая дистанция), то и водитель грузовика, скорее всего, вас не видит. Следует увеличить дистанцию и принять немного левее в границах своей полосы.
Какой выигрыш от такого расположения на дороге?
Увеличенная дистанция обеспечит дополнительный обзор дороги впереди по движению, в таком случае есть вероятность того, что водитель обгоняемого грузовика вас заметит.
Ну и дополнительная дистанция до обгоняемого ТС позволит беспрепятственно разогнаться для обгона еще до выезда на встречную полосу.
Часто водители грузовиков, в т.ч. дальнобойщики, содействуют в выполнении обгона указателями поворотов. Левый «поворотник» — обгонять нельзя, правый «поворотник» — обогнать можно, т.е. опасности впереди нет.
Данный факт можно бесспорно отнести к «плюсам» соседства легкового автомобиля с грузовиками на дороге.
Указатели поворотов, как и «стопы» – это устройство световой сигнализации, по-другому, средство предупреждения о намерениях водителя.
Поэтому есть смысл всегда обращать внимание на световые указатели едущих впереди машин.
Когда впереди – грузовик, а вам предстоит какой-то маневр, еще нужно помнить об особенностях обзора из его кабины, чтобы случайно не оказаться с внутренней стороны его поворота.
На этом обзор по соседству легкового автомобиля рядом с грузовиком можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы «Легковой автомобиль и грузовик» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 19.07.2022
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Какой рейтинг безопасности автомобилей лучше?
Часто мы отодвигаем на второй план безопасность автомобиля, обращая больше всего внимания на лошадиные силы или крутящий момент, размеры транспортного средства, роскошность, комфорт, расход топлива и многое другое. Но когда дело доходит до аварии главное это безопасность конструкции автомашины.
Если Вы хотите ездить на безопасном автомобиле, то конечно не важно, как Ваша машина разгоняется с места до 100 км/час и тем более неважно есть ли на заднем сиденье подставка для шампанского. Ведь при ДТП, главное это комплексная безопасность автомобиля. Это единственное, что может защитить Вас и пассажиров от травм в аварии.
Как Вы думаете, как можно узнать, безопасен ли автомобиль, который Вы хотите приобрести? Конечно, обратиться к испытаниям автомобилей, которые помимо производителей, проводят различные независимые организации. Наиболее известные организации на мировой арене это NHTSA и IIHS. К сожалению, в нашей стране отсутствуют организации мирового уровня, которые занимаются краш-тестами автомашин. Многим из нас конечно знакомы организации, которые занимаются исследованиями безопасности транспортных средств, выставляя различные рейтинги надежности автомашин. Но как всегда многих водителей интересует вопрос, чьи краш-тесты лучше? Какая организация, которая проводит краш-тесты лучше определяет реальную безопасность автомобилей?
Наше интернет издание 1ГАИ.РУ предлагает Вам узнать какие же все таки краш-тесты более достоверно определяют способна ли автомашина сохранить здоровье водителя и пассажиров любого возраста, а также мы расскажем чем отличаются испытания IIHS от NHTSA?
NHTSA
Аббревиатура в названии это сокращенное название Американской организации безопасности дорожного движения США. NHTSA проверяет автомобили на ударопрочность, присваивая тому или иному автомобилю рейтинг безопасности. Рейтинг присваивается в виде звезд. Если транспортное средство получает одну звезду, это означает что машина не безопасная (самый низкий рейтинг). Если автомобиль получает оценку в виде пяти звезд, это означает что автомашина безопасная (высший рейтинг безопасности).
Вы часто можете видеть в сети или в автомобильных журналах, автомобили которые имеют на окнах наклейку в виде звезд, которые обозначают уровень безопасности автомобиля по результатам исследования NHTSA. Агентство оценивает, как легковые, так и грузовые машины. Исследования включают в себя лобовой краш-тест, тест на опрокидывание и боковой удар. Но, к сожалению, организация не в состоянии исследовать все автомашины представленные на авторынке.
Чтобы улучшить качество исследований, а также чтобы с подвигнуть автомобильные компании постоянно улучшать безопасность своей продукции, вводятся новые краш-тесты. Например, недавно в исследование был включен новый краш-тест, который имитирует боковой удар в автомобиль. Отличие нового испытания от старого это использование различных размеров манекенов, которые сидят в салоне машины, чтобы собрать как можно данных из разных точек манекена о воздействии на них последствий аварии.
Чтобы лучше всего узнать, какая организация проводит более лучшие краш-тесты, необходимо напрямую спросить NHTSA, чем их испытания, по их мнению, лучше, чем IIHS, а как выставляются оценки. Вот, какой ответ получают люди, которые задают подобные вопросы.
«Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) стремится к повышению безопасности на дорогах страны и помогает автомобилистам принимать правильное решение при выборе безопасного автомобиля. Пятизвездочный рейтинг безопасности предназначен для того, чтобы потребители могли знать уровень протиаварийной безопасности автомобиля».
Конечно, ответ не является полным, но беря во внимание, что вопрос был провокационным можно считать, что сотрудники агентства дипломатично ответили на заданный вопрос.
Краш-тесты NHTSA разработаны для того, чтобы покупатели автомашин могли сравнить ударопрочность различных транспортных средств, которые продаются на авторынке.
Благодаря этой организации, производители вынуждены разрабатывать и проектировать безопасные легковые и грузовые автомашины. Огромное количество транспортных средств было разбито во имя науки, начиная с 1970 года, когда организация начала впервые проводить испытания автомобилей. Но они не единственные, кто этим занимается.
IIHS
IIHS — сокращенное название Страхового института дорожной безопасности, который находится в США. Задача института предотвратить, как можно больше человеческих и денежных потерь, связанных с авариями автомобилей. Это благородная цель. Но, в отличие от NHTSA, краш-тесты IIHS гораздо более требовательны к безопасности автомобилей.
Отвечая на вопрос, что же такое IIHS, старший вице-президент по коммуникациям IIHS, сказал — «Наша организация финансируется Страховыми компаниями, которые хотят снизить уровень аварийности и тяжелых последствий в результате аварий транспортных средств, благодаря чему снижается уровень смертности на дорогах, травматизм и снижается уровень материального ущерба, который возникает в результате ДТП«.
«Безопасность автомашины является главным приоритетом при выборе, какой автомобиль купить«, сказал старший вице-президент по коммуникациям IIHS. Также он заявил, что рейтинги безопасности транспортных средств, которые присваивает институт, очень важны, поскольку они показывают различия между транспортными средствами и показывают, какие автомашины не дотягивают до принятых норм безопасности, которых должны придерживаться производители.
Также сотрудник IIHS сообщил, что люди ошибочно думают, что раз автомобиль продается на авторынке, то он уже является безопасным. Но это не так. Это не продукты или лекарства. Во многих странах мира, в том числе и в США любой автомобиль, прежде чем поступить в продажу должен пройти обязательную сертификацию, которая включает проверку обязательных стандартов безопасности механических транспортных средств.
Как правило, стандарты сертификации включают в себя такие элементы, как дизайн бамперов, крепление стекол автомобиля, оптика, светопропускание стекол и т.п. К сожалению, для прохождения сертификации автомобиль не достаточно проверяется на ударопрочность. Поэтому, если машина поступила в продажу, это не означает, что она полностью безопасна.
Сравнивая краш-тесты IIHS и NHTSA, старший вице-президент по коммуникациям IIHS сказал, что тесты NHTSA являются хорошим показателем того, насколько хорошо ремни и подушки безопасности работают, защищая водителя и пассажиров во время аварии. Тесты IIHS более требовательные к конструкции транспортного средства. Большинство краш-тестов IIHS намного сложнее, чем требуют традиционные стандарты безопасности.
IIHS оценивает легковые автомобили в нескольких направлениях. Так проверяется безопасность подголовников, сидений, прочность крыши, ударопрочность при боковом ударе и безопасность при лобовом ударе, которая проверяется с помощью двух популярных испытаний: краш-тест с умеренным перекрытием и лобовой удар с малым перекрытием.
Впервые краш-тест имитирующий лобовой удар (испытание с умеренным перекрытием) был введен в 1995 году. На скорости 65 км/час автомобиль врезается в барьер.
Недавно институт решил усложнить это испытание, введя новый краш-тест (испытание с малым перекрытием), который происходят с малым перекрытием. По мнению специалистов, подобный краш-тест наиболее достоверно показывает уровень защиты при лобовом ударе, который в большинстве случаев происходит не под прямым углом, а по касательной. При этом виде испытания только 25 процентов передней части машины попадет в барьер.
Почему краш-тест с малым перекрытием является более сложным для автомобиля?
Испытание автомобиля на лобовой удар с малым перекрытием является сложным, так как поглощающие структуры передней части автомашины, как правило, лучше всего поглощают энергию, если удар приходится по центру. Из-за особенностей конструкции кузова машины, не все модели автомобилей могут похвастаться идеальным отводом энергии удара при лобовом ударе под углом. В результате чего многие машины проваливают подобные испытания.
Правда стоит отметить, что многие производители создали хорошую конструкцию кузовов своих автомашин, которые успешно проходят новый краш-тест. Дело в том, что IIHS заблаговременно сообщила всем производителям о вводе с 2012 года нового испытания. Часть производителей, сразу отреагировала на это и внесла в конструкцию своей продукции соответствующие изменения по увеличению безопасности. Но многие автомобильные бренды, не стали вносить изменения в конструкцию своих машин, что и привело к неудовлетворительным результатам испытаний.
IIHS имеет две высшие награды по результатам испытаний. Это «Top Safety Pick» и «Top Safety Pick +». Первая награда присваивается автомобилям, которые прошли успешно все краш-тесты, но по результатам краш-теста с малым перекрытием немного не дотянули до положительной оценки. Высший рейтинг безопасности присваивается автомашинам, в случае успешного прохождения всех видов испытаний.
Совсем скоро институт введен новые требования для получения награды «Top Safety Pick +». Так для того, чтобы получить высшую награду необходимо будет пройти не только все традиционные испытания на положительную оценку, но успешно пройти новый вид испытаний, который тестирует автоматическую систему аварийного торможения.
На чем основываются оценки краш-тестов IIHS с малым перекрытием?
Многих из нас, скорее всего, беспокоит вопрос, как институт присваивает оценки за краш-тесты. Оценки основаны на исследованиях, которые изучают, что же происходит с людьми во время аварии? Как выяснилось в результате анализа реальных ДТП, 40 процентов серьезных травм, многие из которых стали причинами гибели людей, связаны с лобовым ударом с малым перекрытием. Примечательно, что подобные тяжелые травмы были получены в автомобилях которые имеют высший рейтинг безопасности за краш-тест с умеренным перекрытием, которые проводят IIHS и NHTSA. Именно поэтому Страховой институт дорожной безопасности решил ввести новый краш-тест, который бы оценивал безопасность машины при аварии с малым перекрытием.
В настоящий момент во всех странах уровень аварий на шоссе, снижается благодаря применению специальных отбойников, закрывающих выезд на встречную полосу движения, а также это связано с улучшением систем безопасности современных автомобилей, таких как различные системы помощи водителю, ABS, системе курсовой устойчивости и т.п.
Но, к сожалению, уровень тяжелых последствий при лобовом столкновении с малым перекрытием, не падает. Именно поэтому институт надеется, что в связи с появлением нового краш-теста, все производители будут вынуждены изменять в лучшую сторону конструкцию автомобилей, увеличивая безопасность при лобовом ударе.
Выбор безопасного автомобиля
Конечно результаты краш-тестов это не 100 процентная гарантия на полную безопасность автомашины. Ведь законов физики никто не отменял. Дело в том, что многие небольшие и компактные автомашины, получили хорошие оценки безопасности по результатам испытаний, но тем не менее, они не могут сравниться по безопасности, с полноразмерными машинами и внедорожниками. Поэтому если Вы хотите купить реально безопасный автомобиль, то маленький автомобиль не Ваш вариант.
Итог
Обе организации IIHS и NHTSA проводят качественные исследования и испытания современных автомобилей. Каждая организация лучшая в какой-то своей области. Конечно, IIHS предлагает нам результаты краш-теста с малым перекрытием, который несет в себе лучшую информацию о безопасности в отличие от испытания удара с умеренным перекрытием. Но, к примеру, NHTSA позволяет проверить намного лучше ремни безопасности, подушки безопасности, сиденья и подголовники. Поэтому лучшей организации, которая проверяет автомашины на безопасность, не существует.
Для того чтобы перед покупкой узнать какой автомобиль наиболее безопасный, стоит просмотреть результаты краш-тестов NHTSA и IIHS. Но в любом случае обратите внимание, что если интересующая Вас модель получила высший рейтинг безопасности, по мнению NHTSA и IIHS, в результате традиционных испытаний, но провалила краш-тест IIHS имитирующий лобовой удар с малым перекрытием, то лучше такую машину не покупать, поскольку при аварии такая модель не сможет Вас и пассажиров достаточно защитить от тяжелых травм.
Виды безопасности грузового транспорта: активная, пассивная и экологическая
Одним из главных критериев качества грузового автомобиля является безопасность. Знаете ли вы, что требования безопасности одинаковы для всех видов транспорта?
Все равно, легковой, грузовой автомобиль или пассажирский автобус. Остается значимым тот факт, что водитель несет ответственность за жизнь пассажиров и порядок на дороге.
В этой статье будут рассмотрены все аспекты безопасности, которые вам необходимо знать.
Пассивная безопасность
На сегодняшний день выделяются три ведущих вида безопасности на транспорте: пассивная, активная и экологическая. Они играют главную роль при сборке грузового автомобиля. Далее вам будет рассказано подробно о каждом из этих видов.
Главный принцип пассивной безопасности – сведение к минимуму или полное исключение возможности получения ранений вследствие возникновения дорожно-транспортного происшествия. Одним из главных аспектов внутренней пассивной безопасности является правильное оборудование салона. Этот пункт подразумевает собой обеспечение пассажирского транспорта такими элементами, как люк, запасной выход, подголовники, ремни безопасности, травмобезопасные рулевые колонки и педальные узлы.
К внешним аспектам пассивной безопасности, главным образом, относятся элементы строения кузова, в том числе и энергопоглощающие перегородки. Не стоит забывать о безопасных стеклах-триплексах. Элементам пассивной безопасности грузовых автомобилей уделяется огромное внимание в данной индустрии.
Активная безопасность
В приоритете разработки конструкций грузовых автомобилей находится и активная безопасность. Она является совокупностью конструктивных решений, отвечающих за снижение или исключение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий. Компоновка двигателя, переднего, заднего, полного привода, устройства кузова – все это обеспечивает активную безопасность.
Много еще и других ключевых аспектов, среди которых является информативность грузового транспорта. Следовательно, обязательно наличие сигнальных элементов. Их главные функции — оповещение участников дорожного движения и обзорность. Безотказность и надежность агрегатов, узлов тормозной системы и систем управления наравне с предыдущими аспектами стоят за активной безопасностью. Не стоит забывать о ходовой устойчивости на дороге, управляемости, к которой относятся такие факторы, как угол разворота, крен в поворотах, тормозные и разгонные свойства.
Стоит учесть и эргономику салона, отвечающую за удобное расположение элементов управления автомобилем, комфортное положение водителя и создание микроклимата. Тяговые свойства: мощность двигателя, объем и крутящий момент – также являются важнейшими составляющими активной безопасности.
Всегда помните об экологии
В связи с развитием общества и автомобильной индустрии экологическая безопасность заняла лидирующее место, наряду с главными требованиями безопасности грузового транспорта. Задача сотрудников, трудящихся в автопромышленности – уменьшить вред, который наносится окружающей среде при эксплуатации грузоперевозок. Проводятся различные мероприятия для обеспечения экологической безопасности. В основном, стараются устранить издержки при эксплуатации автомобилей, снижают уровень шума и токсичность выхлопных газов.
Практикуются и альтернативные виды, к примеру, заменяют традиционные виды двигателей новыми малотоксичными силовыми установками. Но нужно иметь в виду, что применение комплекса устройств, снижающих уровень токсичности, значительно увеличивают стоимость автомобиля, до двадцати пяти процентов.
К методам уменьшения объемов выбросов относится планирование различных технических мероприятий. Например, рациональная и удобная организация доставки пассажиров в больших и маленьких городах, а также изменение типажа городского транспорта и формирование пассажиропотоков. В настоящее время разработано множество методов, обеспечивающих экологическую безопасность, однако, благодаря развитию науки, через десятки лет их станет гораздо больше.
Заключение
В заключение стоит отметить, что новые автомобили известных производителей, реализуемые на российском рынке, выпускаются в соответствии вышеперечисленным нормам безопасности. Исправное состояние грузовых видов транспорта и строгие условия их эксплуатации, поддержание дорог в наилучшем качестве, которое, безусловно, будет соответствовать международным стандартам, обеспечивают безопасность водителя, пассажира и сохранность перевозимого груза.
И в конце стоит добавить, что создать или найти совершенный автомобиль фактически невозможно. Однако, соблюдая стандартные требования активной, пассивной и экологической безопасности, водители значительно уменьшают риск возникновения аварий и происшествий. Удачи на дорогах!
Источник https://avtonauka.ru/electronika/sosedstvo-s-gruzovikom-na-doroge.html
Источник https://1gai.ru/publ/513601-kakoy-reyting-bezopasnosti-avtomobiley-luchshe.html
Источник https://perevozka24.ru/pages/vidy-bezopasnosti-gruzovogo-transporta